|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Анализ призведения «Круг» В. Набокова (Литература XX века)Рассказ «Круг» - последнее произведение В. Набокова, написанное на русском языке. Оно было опубликовано в Париже в 1934 году. Данное произведение входит в цикл «Дар». Сам писатель говорил о рассказе, что это маленькая часть, отколовшаяся от романа «Дар», у нее (у «спутника», как говорил писатель) «есть и своя орбита, и своя расцветка». Но почему именно «Круг»? Естественно, название произведения указывает и на особенности построения, и на главные смысловые части. Кольцевая композиция не только раскрывает смысл названия, но и воплощает заглавную идею о периодичности жизни. Круг - это фигура, символизирующая бесконечность, это отображение единства времени и жизни. Рассказ начинается со слова «во-вторых». Это наталкивает читателя на размышления о композиции произведения, у человека появляется цель при чтении – узнать, почему «Круг» начинается именно так. В итоге читатель понимает, что конец и начало рассказа непрерывно связаны. Образ круга возникает с первых строк произведения, при воспоминаниях героя о школе, об отце. Прямо здесь рождается идея о том, что прошлое снова и снова всплывает в сознании человека. Далее намек на круг понятен при упоминании об отношении людей к Годунову-Чердынцеву. Этот герой постоянно был окружен слухами. Домыслов было настолько много, что его четкий образ почти стерся из памяти. И после его смерти главный герой даже не может вспомнить, когда именно умер Годунов-Чердынцев. Затем писатель начинает открыто упоминать образ круга, описывая детали предметов или отношения между людьми: круги на воде, монетка, круг дружбы, любви, семьи, а также круг сна. Главный герой, Иннокентий Быков, «сидя в кафе» в Париже, «вспомнил прошлое со стеснением сердца, с грустью». Читателя уносит в начало XX века, в молодость героя. Прошлое и настоящее для Иннокентия – две, как будто отрезанные друг от друга, части. В молодости всё было ярче («ослепительно-зелёные утра») и громче; с возрастом же окружающий мир становится скучнее, блекнет. Повествование о детстве главного героя не случайно прерывается ретардацией – рассказом о реке и Василии, сыне кузнеца, с которым Иннокентий ходил рыбачить. Здесь мы видим литературный прием – антитезу, выражающуюся в противопоставлении Василия и Тани, возлюбленной героя. Василий умеет радоваться простым вещам, а Таня кажется Иннокентию утонченно-аристократичной. Поэтому, когда главный герой попал вместе с отцом на обед к семье Чердынцевых, он был смущен поведением членов этой семьи. Они оказались искренними и простыми. В. Набоков описывает поведение Тани так, будто бы она является героиней любовного романа: девушка передаёт через других записки, зовет героя очень тихо, так, чтобы никто не услышал. Иннокентия пугает приглашение Тани «пойти вместе с ней». Однако даже после их разговора, юноша не был близок с семьёй девушки, был далек от круга её общения. Развязка этой любовной истории так же внезапна, как и начало. Юноша узнает, что его возлюбленная уезжает «на юг вместе с матерью». Увидевшись с Таней, он весь дрожит от страха. Писатель не говорит о состоянии Иннокентия, но читатель понимает его, исходя из слов, которые говорит молодой человек, когда Таня уходит с гувернанткой. Иннокентий говорит: «проходили как вихрь». И в этой фразе мы снова видим образ круга. Затем этого автор переносит нас на много лет вперед, повествуя о встрече Иннокентия и Елизаветы Павловны, матери Тани. Мы не знаем подробностей их разговора, нас сразу перекидывает к приходу Тани. Она осталась такой же непринужденной, хоть и изменилась внешне. Герой чувствует разницу в социальном положении, особенно остро после прихода Таниного мужа. После встречи с Чердынцевыми юношей овладевает чувство беспокойства и грусти. Он начинает вспоминать прошлое. Писатель заканчивает рассказ со слов «во-первых», что отсылает нас к началу произведения. Довольно интересна композиция рассказа. Он начинается с эпилога – причин, за ним следует экспозиция – рассказ о детстве главного героя, завязка – переезд Тани в Лешино и её знакомство с Быковым, кульминация – расставание в парке, развязка – встреча в Париже и эпилог – размышления Иннокентия в кафе. Как мы понимаем, прочитав произведение, в нем две сюжетных линии: повествование о жизни юноши и «эволюция» образа круга. Эти линии переплетаются, порождая главную идею о том, что круг – это суть существования; воспоминания, встречи, мысли цикличны, как и вся наша жизнь. Обновлено: Опубликовал(а): lasest Внимание! Спасибо за внимание.
|
|