|
Герои поэмы и тема народного счастья в произведении «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)В поэме создано множество характеров, обладающих яркой индивидуальностью и психологической достоверностью. В центре поэмы сами странники, которые вовсе не являются богомольцами или праведниками в традиционном понимании этого слова, - это обычные русские мужики, которых очень волнует вопрос о счастье и которым «втемяшилась в башку какая блажь». Однако к концу поэмы их уже можно с полным правом назвать правдоискателями, поскольку вопрос «кому живется весело, вольготно на Руси» постепенно сменяется вопросом о том, как нужно жить, чтобы быть счастливыми. В первой части много коллективных портретов. Отдельный образ-характер рисуется с помощью одной-двух реплик, сливающихся в многоголосый хор. В главе «Счастливые» перед нами и старуха, довольная урожаем репы, и старый солдат, счастливый тем, что жив, и дворовый человек, который горд тем, что он любимый раб своего господина, и даже болезнь подагра, которая его мучает, - господская болезнь. С иронией повествует о верном холопе рассказчик – его больше интересует Яким Нагой. Перед нами обобщенный портрет типичного крестьянина, сроднившегося с землею-матушкой. Характер русского крестьянина, который «до смерти работает, до полусмерти пьет», сложен и противоречив : с одной стороны, безграничное терпение, трудолюбие, отзывчивость, незлобивость, с другой – пьяный разгул, безропотная покорность, с которой народ выносит лишения. Название главы «Счастливые» звучит иронично: слишком трудно оказалось найти счастливого среди крестьян. Однако одно имя все-таки называется: это Ермил Гирин, который пользуется заслуженным уважением мужиков. Человек совестливый и справедливый, Гирин выступает в поэме в роли народного заступника: он поддерживает крестьянский бунт и оказывается на каторге. Так впервые возникает мотив: счастье в служении народу. К народным заступникам можно отнести и деда Савелия из части «Крестьянка». Он бунтарь и философ, которому пришлось в течение долгих лет отбывать каторгу за то, что вместе с другими мужиками заживо закопал немца. Человек мужественный и бесстрашный, Савелий чувствует себя свободным: «Клейменый, да не раб», - его обычное присловье. По словам Савелия, «богатырство русское» в долготерпении, в способности вынести все, что пошлет судьба. Не случайно Матрене Тимофеевне, увидевшей на площади памятник Ивану Сусанину, кажется, что «из меди кованый» образ народного героя напоминает Савелия. В повествовании о Савелии Некрасов использует и другие фольклорные жанры. Например, заметны отзвуки былины о Святогоре; в основе вставного рассказа «О двух великих грешниках» лежит легенда об атамане Кудеяре – герое народных сказаний Верхнего Дона и Поволжья, матером разбойнике, промышлявшем во времена Ивана Грозного. Часть «Крестьянка» наиболее близка к устному народному творчеству: она построена на русских народных песнях, в которых отражена нелегкая, многострадальная доля русской женщины. Образ крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной занимает важное место – Некрасов не только посвящает героине часть поэмы, но и доверяют ей роль рассказчицы. Матрену Тимофеевну считают счастливой: ее любит муж, у нее достаток в доме, но из ее глубоко выстраданного монолога, заканчивающегося бабьей притчей о невозможности женского счастья, мы узнаем, насколько тяжела и горька ее судьба. Русская женщина в поэме Некрасова – это прежде всего мать, любящая своих детей и страдающая за них. Ее образ вырастает в символический образ Руси с ее неисчерпаемыми силами. Воплощением народного счастья является в поэме Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов – это образ, связанный с будущим России. Это человек, которого ангел милосердия призывает вступить на честный путь гражданского служения народу. Как и некрасовская Саша из одноименной поэмы, Гриша рвется к самоотверженному подвигу на благо народа, желанное будущее воплощено в его образе. Его устами поэт говорит о великой силе, скрытой в народе, о том, что народное счастье зависит от того, как скоро будет разбужена эта сила, способная по-настоящему сокрушить вековой гнет. В финале поэмы именно Григорий Добросклонов назван не только счастливым человеком, но и «воплощением счастья народного». Обновлено: Опубликовал(а): watermelon Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|