|
Проблема народного счастья в «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н. А.)Поэму "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасов начал писать на сорок втором году жизни, тотчас же после "освобождения" крестьян. На самом деле, никакого освобождения не было, крестьяне по-прежнему находились в порабощенном положении, проживали свои дни в голоде и нищете. Некрасов изобразил героем поэмы не одного человека, а весь русский народ. Повествование начинается с встречи семерых мужиков, которые пытаются найти ответ на вопрос "Кому живется весело, / Вольготно на Руси?" С самых первых строк народная жизнь, изображемая в поэме, представляется очень печальной. Названия деревень-Заплатово, Дырявино, Горелово, Неелово, Неурожайка, Разутово, Знобишино — подтверждают грустное существование их жителей. А сколько страданий в части "Крестьянка"! "Нет косточки неломаной, /Нет жилочки нетянутой" — говорит Матрена про себя. По сути, у Матрёны было счастливым только детство. Жизнь с заботливыми и любящими родителями оставила немало приятных воспоминаний в её памяти. После замужества всё изменилось. Родственники мужа не полюбили Матрену. Хоть муж заботился о ней, никогда не защищал её, ему не хватало смелости, чтобы возразить своей маме. Поэтому счастье в понимании Матрены заключалось в свободе, в понимающей и счастливой семье, в здоровых детях. Крестьянка переживает много бед, но, несмотря на это, появившиеся трудности не сломили её, наоборот укрепили и сделали сильнее. В разговоре с странниками, Матрена поведала притчу о женской доле: "Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки. Заброшены, потеряны, У Бога самого!" Среди крестьян особо выделяется образ Якима Нагого-вдохновленного защитника чести трудового народа. Его фамилия и деревня, в которой он проживает (Босово), являются говорящими, свидетельствуют нам о его нищете. Он работает очень много, но по-прежнему беден. Утверждает, что причиной бедноты не является пьянство. Что пьют они, чтобы заглушить боль и горе: "Слово верное: Нам подобает пить! Пьем — значит силу чувствуем! Придет печаль великая, Как перестанем пить!.. Работа не свалила бы, Беда не одолела бы, Нас хмель не одолит!" Можно сказать, что Яким является собирательным образом крестьян, которые видят счастье в деньгах. Но, прочитав главу до конца, можно понять, что это не так. Когда случается пожар, он первым делом выносит из горящего дома картины, а его жена спасает иконы. Так и сгорают их сбережения. Ермил Гирин предстает перед нами как честный и порядочный человек. Он своими великодушными поступками заслужил уважение и помощь народа. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он не смог сначала внести залог, а люди помогли ему собрать нужную сумму. После он честно отдал долги каждому, а последнюю монету дал слепой. Гирин наделен бесценным по своей общечеловеческой значимости чувством христианской значимости и совести — в этом и заключается его счастье. Савелий-богатырь святорусский. Его тяжёлая жизнь на каторге сделала из него сильного человека, верящего только в себя. Управляющий немец приказал мужикам вырыть яму под колодец, и когда его не устроил результат, мужики в гневе заживо закопали его в этом колодце. В его понимании счастье заключается в борьбе за свободу. В его образе запечатлено пробуждающееся народное сознание: он видит причины зла и только с помощью силы намерен бороться с этим. По мнению Некрасова у каждого человека есть две дороги счастья. Одна дорога личного обогащения и соблазна. Другая же честная борьба за всеобщее благо страны, путь революции. По этой дороге и решает следовать Гриша Добросклонов. Он очень умный, скромный парень, который хочет служить людям, нести им добро и мудрость. Несмотря на столь юный возраст, Гриша борется за равенство и справедливость, ведь "счастлив тот, кто борется за интересы народа". Обновлено: Опубликовал(а): Чикуля Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|