|
Мир природы в восприятии лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева (Тютчев Ф. И.)Федор Иванович Тютчев- замечательный представитель Золотого века русской поэзии. Его прозвали “певцом природы”, так как тема природы- одна из основных для его творчества. При этом она приобрела у него особое, уникальное звучание. Дело в том, что поэт был последователем философии “шеллингианства”, утверждавшей наличие у природы “великой души”, связывающей все её проявления воедино. Потому лирические герои стихотворений Тютчева видели в природе не только эстетическую красоту, но одухотворенность, осмысленность, цельность- в общем, свойства, присущие живому, думающему существу. Но отсюда вытекает основной конфликт стихотворений- ввиду духовного родства с природой человек вечно стремится к единению с ней, но всё же они разделены невидимой, но непреодолимой преградой. Лирические герои Тютчева осознают свое разделение с природой, понимают важность хотя бы попыток сближения с ней, именно поэтому им дано слышать и понимать её лучше других. Обратимся к стихотворению “Певучесть есть в морских волнах”. Автор изображает морской пейзаж, особо подчеркивая полную гармонию всех его составляющих- созвучие плеска волн, шороха камышей на ветру. Параллелизм построения строчек помогает в передаче этой мысли: Гармония в стихийных спорах, <...> Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе… При созерцании этого вида лирический герой вдруг ощущает свою отчужденность от происходящего, понимает глубину одиночества человека в едином мире природы. Хоть Тютчев и не даёт прямого ответа на вопрос “откуда, как разлад возник?”, мы можем понять, что корень проблемы кроется в “призрачной свободе”, то есть в независимости индивидуальной воли человека от некоего общего, в возможности выбора. Морская стихия, камыши, ветер- все их “голоса” следуют одной партии хора, и только “крик вопиющего в пустыне” выделяется своей фальшивой нотой. Рассмотрим другое стихотворение Ф.И. Тютчева- “Не то, что мните вы, природа..”. Оно построено в виде эмоционального обращения, спора лирического героя с неким третьим лицом, а риторические восклицания и вопросы придают стихотворению резкость, прямоту, помогают читателям проникнуться показываемой точкой зрения. Согласно ей, “в ней (в природе) есть душа, свобода, любовь, язык”- то есть все основные свойства живого, думающего, чувствующего существа, способного на самовыражение и общение. При помощи олицетворения Тютчев показывает эту внутреннюю, невидимую для многих жизнь стихий- “леса (не) говорили, солнца (не) дышат, гроза (не) совещалась” и так далее. Автор особенно делает упор на глаголы, обозначающие коммуникацию- всё для того, чтобы доказать разумность, целенаправленность этих действий. Лирический герой стихотворения понимает, что большинство людей остаются глухи к голосу стихий, и в конце приходит к выводу, что это не их вина. Ввиду раздельности, дисгармонии человеческой среды со средой окружающей немногие способны воспринимать природу, как равное им существо. Итак, восприятие мира природы лирическим героем Ф.И. Тютчева отличается от всего, что мы видели раньше в русской поэзии, в первую очередь своим философским посылом- природа есть одухотворенное существо. Оно не обретает значимость только в контексте духовных переживаний героя, оно самодостаточно и ценно само по себе. Все явления природы связаны друг с другом и живут в гармонии, и только человек выбивается из этого ряда. Он страдает от существующего разрыва с миром вокруг намного больше, чем сам мир, и потому ищет (но никогда не сможет найти) духовного единения с ним. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|