Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Темы, мотивы поэзии Ф. И. Тютчева (Тютчев Ф. И.)

Поэзия Ф. И. Тютчева — прежде всего, поэзия философская. Н. Н. Скатов точно заметил: «Поэзия Тютчева освобождалась от всего эмпирического, приземленного, бытового. В тютчевской лирике, о чем бы конкретно ни шла речь, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром». Природа в поэтическом мире Тютчева всегда одухотворена (такой художественный взгляд уходит корнями в шеллингианскую философию, согласно которой вся Вселенная, созданная Творцом, одухотворенное и живое существо), а потому образные средства — не сравнения в области жизни человеческой и природной; эти области органично переплетаются и сливаются, вовлекаясь в единый мировой кругооборот (без сравнительных союзов «как», «словно»).

Исследователь творчества поэта К. Ф. Пигарев писал: «Устранение всякого различия между внешним и внутренним миром, основанное на идее тождества между природой и человеком — едва ли не основная особенность Тютчева». И природа, и человеческая душа в творчестве Тютчева — всегда в борьбе, столкновении двух начал: гармонического, «дневного» (космического) и хаотического, «ночного» (разрушительного) (см., например, стихотворение «День и ночь»).

Многие стихотворения Тютчева пронизаны ощущением хрупкости, непрочности всего в жизни, призрачности самой жизни. Поэтому жажда слияния с природой – и от одиночества души лирического героя: в природе он пытается найти успокоение и разрешение своей тоски, некие прочные основания, которые неумолимо разрушает «ночная бездна».

В области любовной лирики Тютчев, как и Некрасов, открыл «прозу любви». И у Некрасова, и у Тютчева мы видим драматизм в отношениях; она – не абстрактный «чистый» образ (как у Пушкина), не просто женщина, обожаемая лирическим героем (как у Фета), но активное действующее лицо, участник любовного сюжета. Именно поэтому характеры его и ее, сталкиваясь, рождают драматические коллизии; в поэзии — постоянный напряженный диалог двух небезразличных друг к другу сердец, причем часто трагичный, гармония в любовных чувствах редко устанавливается. «Поединок роковой» разрушителен, потому что любовные отношения — отношения неравных. Точнее, это даже не отношения, а «борьба», в которой сердце более нежное «изнывает».

В позднем творчестве Тютчева любовная стихия приобретет гармонизирующее и умиротворяющее начало: «Я встретил Вас…» так напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье…».

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.