|
Вы здесь: Критика24.ру › Тютчев Ф. И.
Темы, мотивы поэзии Ф. И. Тютчева (Тютчев Ф. И.)Поэзия Ф. И. Тютчева — прежде всего, поэзия философская. Н. Н. Скатов точно заметил: «Поэзия Тютчева освобождалась от всего эмпирического, приземленного, бытового. В тютчевской лирике, о чем бы конкретно ни шла речь, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром». Природа в поэтическом мире Тютчева всегда одухотворена (такой художественный взгляд уходит корнями в шеллингианскую философию, согласно которой вся Вселенная, созданная Творцом, одухотворенное и живое существо), а потому образные средства — не сравнения в области жизни человеческой и природной; эти области органично переплетаются и сливаются, вовлекаясь в единый мировой кругооборот (без сравнительных союзов «как», «словно»). Исследователь творчества поэта К. Ф. Пигарев писал: «Устранение всякого различия между внешним и внутренним миром, основанное на идее тождества между природой и человеком — едва ли не основная особенность Тютчева». И природа, и человеческая душа в творчестве Тютчева — всегда в борьбе, столкновении двух начал: гармонического, «дневного» (космического) и хаотического, «ночного» (разрушительного) (см., например, стихотворение «День и ночь»). Многие стихотворения Тютчева пронизаны ощущением хрупкости, непрочности всего в жизни, призрачности самой жизни. Поэтому жажда слияния с природой – и от одиночества души лирического героя: в природе он пытается найти успокоение и разрешение своей тоски, некие прочные основания, которые неумолимо разрушает «ночная бездна». В области любовной лирики Тютчев, как и Некрасов, открыл «прозу любви». И у Некрасова, и у Тютчева мы видим драматизм в отношениях; она – не абстрактный «чистый» образ (как у Пушкина), не просто женщина, обожаемая лирическим героем (как у Фета), но активное действующее лицо, участник любовного сюжета. Именно поэтому характеры его и ее, сталкиваясь, рождают драматические коллизии; в поэзии — постоянный напряженный диалог двух небезразличных друг к другу сердец, причем часто трагичный, гармония в любовных чувствах редко устанавливается. «Поединок роковой» разрушителен, потому что любовные отношения — отношения неравных. Точнее, это даже не отношения, а «борьба», в которой сердце более нежное «изнывает». В позднем творчестве Тютчева любовная стихия приобретет гармонизирующее и умиротворяющее начало: «Я встретил Вас…» так напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье…». Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Кладова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|