|
Проблема развития совести. Мальцева 2018. № 22. (ЕГЭ по русскому)Как бороться за развитие совести? Нужно ли всякое высокое проявление совести замечать со стороны и делать всеобщим достоянием? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Ф. Искандера. Раскрывая проблему развития совести, автор отмечает, что человек владеет двумя видами ума: технологическим и этическим, которые редко развиваются параллельно. Технологический ум выгоден государству, а этический – всему человечеству в целом. Автор убеждён, что нужно сделать всё возможное, чтобы культ силы, богатства и оголённого от совести ума заменить культом совести. Если сила, ум и богатство кричат о себе на всех перекрёстках, то совесть молчит. Авторская позиция заключается в следующем: всякое высокое проявление совести необходимо замечать со стороны и делать всеобщим достоянием. Я согласна с мнением автора. Несомненно, нужно всегда поступать по совести самому и отмечать совестливость в других. Прав автор, утверждая, что совесть – это разум души. Совестливый человек всегда найдёт разумную дорогу. Проблема совести раскрывается во многих произведениях как взрослой, так и детской литературы. В рассказе Ю. Я. Яковлева «Баваклава» пробуждение совести в двенадцатилетнем мальчике, которого автор называет «юным Шаровым», происходит тогда, когда умирает его бабушка. Раньше он не понимал слов отца: «Имей совесть!» А теперь, осознав горькую утрату, понял, что бабушка уже никогда не вернётся, и вдруг увидел свою чёрствость, грубость, невнимательность. Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей, Баваклаву, которой больше всех доставалось от него: он грубил бабушке, прикрикивал на неё, забывал вовремя приносить для неё из аптеки свежие капли для глаз. Пробуждение совести в мальчике привело его к нравственному открытию: он должен жить, чтобы нести людям добро, как научила его Баваклава. Приведём ещё один литературный аргумент. В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» мальчик обманул бабушку, отдав ей туесок, набитый травой и только сверху присыпанный ягодами, как научил его двоюродный брат Санька. Обман героя был раскрыт не сразу, но нравственные терзания не давали мальчику покоя. Он хотел признаться в «содеянном злодействе», готовясь к каре, но решил не будить бабушку, а признаться утром. Но он проспал и не успел это сделать, бабушка уплыла продавать ягоды, чтобы купить ребёнку розовый пряник конём на вырученные деньги. Боясь расплаты, мальчик убежал из дома. В конце концов мальчик по совету дедушки попросил прощения у бабушки и был прощён, получив заветный пряник. Этот случай запомнился герою на всю жизнь. Он понял, что нужно всегда поступать по совести. Мы пришли к выводу, что совесть – это высокое нравственное мерило, которое всегда подсказывает нам, как правильно поступить Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|