|
Проблема нравственной брезгливости. (По тексту Фазиля Искандера «Поговорим о брезгливости») (ЕГЭ по русскому)Что такое нравственная брезгливость? В чём должна проявляться нравственная брезгливость сегодня? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Ф. Искандера. Раскрывая проблему нравственной брезгливости, автор опирается на собственные рассуждения, для иллюстрации этого понятия использует метафоры «нравственный слух», «нравственные мускулы». Утверждая, что физическая брезгливость развивалась вместе с цивилизацией, автор с сожалением и тревогой отмечает, что нравственная брезгливость, напротив, нисколько не развивается вместе с цивилизацией. Нравственная брезгливость связана с прирождённым нравственным слухом, который поддерживается культурой. Настоящая литература не только дарит нам наслаждение красотой, но и невольно развивает в нас нравственные мускулы. К сожалению, истинная культура медленно доходит до широких масс, а псевдокультура: глупые книги, средства массовой информации, - обладая «новым варварством вседозволенности», поощряет низменные человеческие инстинкты, поэтому мы должны беспощадно бороться с псевдокультурой, чтобы развивать нравственную брезгливость. Я согласен с мнением автора. Несомненно, мы должны испытывать отвращение ко всему, что нарушает нравственные принципы, бороться за нравственную чистоту, отвергать всё, что поощряет низменные инстинкты. Приведём литературный аргумент. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображён герой, который совершенно лишён нравственной брезгливости. Для достижения своих целей он не гнушается никакими средствами. Это Алексей Швабрин, который сослан в Белогорскую крепость за дуэль. Он клевещет на Машу Миронову, пороча её имя. Дочь капитана Миронова, бедного выходца из простых солдат, отказала ему, богатому петербургскому дворянину, самолюбие Швабрина было уязвлено. Очевидно, нравственное чутьё подсказывало Марье Ивановне, что этот человек не может быть спутником её жизни, несмотря даже на то, что он был выгодной партией. И она не ошиблась, не раз убеждаясь в низости и подлости Швабрина. Не раздумывая, офицер нарушает присягу и переходит на сторону Пугачёва. Он держит девушку взаперти на хлебе и воде, принуждая к браку с ним. Чувство нравственной брезгливости отсутствует и в Петре Петровиче Лужине, герое романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Чтобы опорочить в глазах Раскольникова Соню, этот преуспевающий адвокат идёт на подлый и бессердечный поступок. Приглашённый на поминки Сониного отца, он, нисколько не смущаясь, подсовывает Соне в карман деньги, а потом при всех обвиняет кроткую девушку в воровстве. Хорошо, что обман раскрывает Лебезятников, а причины такого подлого поступка объясняет Раскольников, иначе девушку ожидала бы тюрьма и каторга. Подведём итоги. В человеке обязательно должно быть чувство нравственной брезгливости, которое не позволяло бы ему совершать бесчестные поступки. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|