|
Христианские мотивы в поэме А. Блока «Двенадцать» (Школьные сочинения)«Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». В этот год поэт Александр Блок «в последний раз отдался стихии» и написал поэму «Двенадцать». Уже в самом названии звучит христианский мотив. По завьюженным улицам революционного Петрограда идут двенадцать апостолов новой веры. Имена двух дружинников рабочего патруля – «Петруха» и «Андрюха». Они соотносятся с именами апостолов Петра и Андрея. Контрастное, «чёрно-белое» начало поэмы рисует картину поистине вселенского масштаба: Чёрный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всём божьем свете! Наступил последний, как по Апокалипсису, «двенадцатый» час старого мира. Опереточно-кукольными, ненужными выглядят фигуры этого обветшалого мира, сметаемого очистительной стихией революции. Грешники, они охвачены страхом, словно перед концом света. Ох, Матушка – Заступница! Ох, большевики загонят в гроб! – Бормочет старушка. Предатели! Погибла Россия! – Говорит вполголоса длинноволосый «вития». И в то же время в этот последний час мысли заняты мирским, суетным. Старушка «убивается» из-за огромного лоскута, на котором написан плакат «Вся власть Учредительному Собранию!». Из этого лоскута «сколько бы вышло портянок для ребят»! И никто уже не откликнется на ненужный призыв оратора о войне « до победного конца». Весёлый и злой ветер не щадит прохожих. Как ни грустит «товарищ поп», как ни плачет «барыня в каракуле», конец неотвратим, старого не вернёшь. Неумолимо, державным шагом Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни… Кто они, эти новые люди? По портрету – разбойники: В зубах – цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Они провозглашают «свободу без креста», предлагают «пальнуть» «в Святую Русь». Разве может быть поэма христианской, если её герои сознательно отказываются от веры в Бога? Ответ в сюжете поэмы и в её концовке. В центре – любовная драма красногвардейца Петьки. Любил он «толстоморденькую» Катьку, но изменила ему девушка с солдатом Ванькой. Хотел Петруха выстрелить в своего счастливого соперника, но невольно оказался убийцей своей «зазнобушки – чернобровушки». В сюжете поэмы звучит мотив греха. Герои нарушают христианские заповеди: «не убий», «не прелюбодействуй», «не желай добра ближнего своего». На совести Петьки два убийства: офицера и возлюбленной. Помнишь, Катя, офицера – Не ушёл он от ножа… А Катька? В кружевном белье ходила – Походи – ка, походи! С офицерами блудила – Поблуди –ка, поблуди! После убийства Катьки смертная тоска несчастного влюблённого выливается в широкий разгул: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! С образом Петьки связан мотив покаяния. Он горько сожалеет о том, что «загубил… бестолковый», «загубил…сгоряча» любимую. Но товарищам Петрухи «ничего не жаль», не жаль и невинно убиенной Катьки. В новом мире христианские чувства любви, милосердия и сострадания из гоняются. В вихрях вьюги чувствуется разгул бесовских сил: Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся… И невольно Петруха вспоминает Христа: - Ох, пурга какая, Спасе! Но товарищи одёргивают «несознательного» Петруху: - Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Для красногвардейцев вера в Бога – просто бессознательность, «двенадцать» хотят устроить мир по-своему, без Бога. Символично, что замыкает шествие революционного патруля «нищий пёс голодный» - он не отстаёт от рабочих ни на шаг. А значит, нелегко построить светлый и прекрасный мир, просто разрушив «до основанья» старый. Ключом к разгадке идеи поэмы является её финал: Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной. Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. Красногвардейцы не видят Христа, но чувствуют его присутствие, и оттого их охватывает беспокойство и страх. Они стреляют в «незримого врага». Но разве можно любить Того, Кто Своей смертью смерть попрал? Исус идёт не во главе революционного отряда, а над ним – где-то там вдали, за вьюгой. Бог всегда рядом с теми, кто его гонит, рядом с заблудшими. И поэтому поэма представляется мне христианской. Это плач над двенадцатью, отказавшимися от Христа, а значит, от совести, покаяния и спасения. «Разве я восхвалял?.. Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Исуса Христа», - записывает Блок в марте 1918 года. Не восхвалял, но и осуждал поэт своих героев, а с сочувствием и состраданием относился к людям, утратившим веру в Христа. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|