Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является любимым детищем Н.А. Некрасова. Над ней он работал в течение 14 лет, но из-за нападок цензуры так и не увидел полное издание произведения. Поэма была напечатана лишь после его смерти в 1881 году. Несмотря на сказочные элементы повествования, автор затрагивает довольно острую проблему положения крестьян пореформенной России.

Отмена крепостного права в 1861 году не принесла улучшения их жизни . Согласно ей, крестьяне должны были выкупать земельные наделы у помещиков втридорога или быть вольнонаемными, то есть так же, как и раньше, батрачить на хозяина. Видя такое положение обездоленных крестьян, Н.А. Некрасов остро переживает за них. В результате и появляется данная поэма. Фольклор же помогает писателю, во-первых, завуалировать главную цель написания произведения, во-вторых, создать красивое художественное творение, а в-третьих, дает возможность автору показать мистические картины русской действительности.

Поэма начинается со сказочного зачина:

В каком году рассчитывай,

В какой земле угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись 7 мужиков.

Цифра 7 тоже, видимо, неслучайна. В русских пословицах часто встречается это число. Далее автор перечисляет названия деревень, из которых были родом мужики:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина.

Горелова, Неелова —

Неурожайка тож…

Эти названия намекают читателю на безрадостную жизнь обитателей этих деревень.

Роднит поэму со сказкой и большое количество постоянных эпитетов: «ветры буйные», «красное солнышко», «очи ясные», «добрый молодец», «горе лютое» и другие, а также повторов: «рад-радешенек», «полным-полно». Разговорные слова (втемяшится, башка, откудова) и диалектизмы (кокнул, лафа, балясничать, стибрил, ярмонка) приближают читателя к простонародной жизни.

Удачно вплетается в повествование и целый ряд сказочных образов и предметов. Это и говорящая пеночка, подарившая странникам скатерть-самобранку, и зайка серенький, и эхо, словно живое, «пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать»; и лисица хитрая подкралась к мужикам и другие. Еще один фольклорный жанр – песни. С помощью них автор показывает нерадостную жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. В песнях поется о том, как терпела она побои и унижения в семье мужа, как трудилась с утра до ночи, не зная отдыха; как защищала свою семью, несмотря ни на что.

С помощью различных примет Николай Алексеевич показывает и отрицательную сторону крестьянского сознания. Причину многих своих бед они склонны видеть не в общем устройстве жизни, а в том, что им мешают какие-либо потусторонние мифические силы. Например, вину за неурожай они возлагают на женщину, которая

Рубаху чистую

Надела в рождество.

Жанр легенды «О двух великих грешниках» позволяет поэту поднять на страницах произведения вопрос о том, можно ли победить зло, убив еще большее зло.

Бывший разбойник Кудеяр, проливший много людской крови, раскаялся, но успокоения не находит. Прощенным он почувствовал себя лишь после того, как вонзил нож в сердце пана Глуховского, похвалявшегося:

В мире я чту только женщину,

Золото, честь и вино.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Таким образом, можно заключить, что великому русскому поэту Н.А. Некрасову с помощью привлечения фольклорных жанров удалось создать произведение, изображающее жизнь русского народа во всей полноте и многообразии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.