Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Комментарии к роману В лесах церковный деятель христианский праздник (Мельников П. И.)

Назад

Книга вторая

Стр. 5. Святая неделя — пасхальная неделя.

...до Петрова разговенья...- то есть до 29 июня (12 июля), дня апостолов Петра и Павла.

...Первый оратай русской земли... Микула Селянинович.— Оратай — па-харь. Первым пахарем русской земли здесь назван популярный герой былины «Вольга и Микула» Микула Селянинович.

Стр.

6. Семик — языческий праздник восточных славян, приходился на седьмой четверг после Пасхи.

Задушные поминки — поминки по усопшим.

Стр. 7. сКлечальна суббота»— суббота накануне Троицы.

Коби — бесовские игрища. Так назывались церковниками языческие празднества.

Стр. 8. ...уничтожены во время «Питиримова разоренья».— К 1737 г. почти все заволжские старообрядческие скиты были уничтожены стараниями нижегородского архиепископа Пнтирима.

Стр. 9. Духов день — христианский праздник сошествия святого духа на апостолов, отмечался в понедельник на первой неделе по Пятидесятнице.

...столь красному пению...— то есть красивому пению.

Стр. 10. ...поминок от учениц прими...— то есть прими подарок.

Стр. 10. Вознесенье — христианский праздник, отмечался на сороковой день после Пасхи.

Стр. 12. Был священноиноком в Соловецкой киновии...— Священно-инок — монах, рукоположенный в сан священника. Киновия — общежитийный тип монастыря, где инокам не полагалось иметь личной собственности.

...хиротонию же новую...— то есть рукоположение во священники в новое время (после церковного раскола). Починок — небольшой поселок.

С него и зачалось «бегствующее» от великороссийской церкви священство...— По утверждению Манефы, Софонтий первый оставил лоно православной церкви и ушел к раскольникам. Поповское согласие старообрядцев сохранило всю иерархию, поскольку признавало необходимость священников для совершения таинств. Когда же умерли все священники, рукоположенные в сан до реформ Никона, сторонники этого согласия стали принимать к себе беглых попов из православной церкви. Вождь старообрядческого движения второй половины XVII в. протопоп Аввакум в «Послании рабам христовым» первый разрешил принимать беглых попов, ссылаясь при этом на авторитет Священного писания, где рассказывается о Мельхиседеке, царе Салимском, который встретил Авраама хлебом и вином и благословил его, хотя и не был поставлен во священники (Книга Бытия). Личность Мельхиседека пользовалась у старообрядцев особым уважением в связи с их учением о возможности приобщаться у лиц, официально не поставленных в священники, как Мельхиседек.

Стр. 12. Черный поп — монах, имеющий сан священника.

...смущения и бури на церковь божию, от Онуфрия воздвигнутые, утишил...— Между Онуфриевым и Софонтиевым согласиями существовали споры по ряду догматических проблем. Онуфрий был учеником и последователем протопопа Аввакума. После казни своего учителя в 1681 г. он появился в Керженских лесах, проповедуя взгляды своего учителя, в том числе и те, которые большинство старообрядцев почитало за еретические.

Стр. 13. ...причащал старым запасом...— то есть причащал «святыми дарами» (хлебом и вином), освященными еще до реформ Никона.

Стр. 14. Аки отроцы вавилонстии в пещи горящей...— Гонения на раскольников ассоциируются в сознании Манефы с библейским рассказом о вавилонском царе Навуходоносоре и трех отроках, брошенных царем в огненную печь за отказ поклониться золотому тельцу (ветхозаветная Книга пророка Даниила).

Крин — лилия.

Стр. 15. ...канун бы сготовила...— Кануном называлась особая еда из вареной пшеницы с медом, специально приготовлялась для поминовения усопших.

Стр. 19. ...икону Одигитрии богородицы...— Одигитрия (греч, — путеводительница)—особый иконографический тип Богоматери.

...книг харатейных...—то есть книг, написанных на харатье (русское назии-ние пергамена, изготовлявшегося путем особой выделки кож молодых животных: телят, ягнят).

Стр. 22. Побывшиться — умереть.

Стр. 25. ...богоборные письма Аввакума о пресвятой троице.— В последние годы своей жизни духовный вождь старообрядчества протопоп Аввакум в ряде своих посланий единомышленникам высказывал взгляды на некоторые вопросы христианской догматики, в частности на догмат троичности божества, которые существенно расходились с общепризнанными.

Стр. 30. ...помнившие Пугача и чуму московскую...— Имеются в виду крестьянское восстание (1773—1775) под предводительством Емельяна Пугачева и эпидемия чумы в Москве (1771).

Стр. 50. Ерихоны, дуй вас горой!..— Здесь в значении «горластые». Восходит к библейскому рассказу об осаде израильтянами под предводительством Иисуса Навина палестинского города Иерихона, стены которого рухнули от мощных звуков труб осаждавших воинов.

Стр. 51. Трынка — вид карточной игры.

«Жизнь за царя»— под таким названием шли первые постановки оперы М. И. Глинки (1804—1857) «Иван Сусанин».

Стр. 54. Алексий, митрополит московский...— Алексий занимал митрополичью кафедру с 1353 по 1378 г. В рассказываемом здесь предании использован реальный факт хождения митрополита Алексия в Золотую Орду.

Стр. 60. ...покрещеванцы тоже бывают, есть по спасову согласию, поморские...— Здесь перечисляются некоторые течения внутри старообрядчества. По-крещеванцами называли тех, кто перешел в старую веру от православной церкви и над которыми вновь совершалось таинство крещения по старому обычаю. Поморцы — наиболее ранний толк в беспоповщине, возникший в конце XVII в. и отрицавший институт церкви. «Эта беспоповщина отвергала и отвергает попов и всю иерархию, но не по принципу, а лишь по факту, т. е. признавая необходимость священства и таинств, она утверждает, что в нынешнее время правильных попов нет, восстановление их навсегда невозможно, а потому и совершение пяти таинств (кроме крещения и покаяния) навсегда невозможно» (Мельников П. И. (Андрей Печерский). Письма о расколе.-—Собр. соч. в 6-ти т., т. 6, с. 239). В конце XVII в. в глухих Керженских лесах появляется еще одно течение в беспоповщине — спасово согласие. Оно возникло в результате распада некоторых толков внутри поповщины. «Скиты Арсениевского толка признавали правильными священников только тех, которые были рукоположены до исправления книг, когда же перемерли старинные священники, то раскольники Арсеньева толка сделались беспоповщинскими и стали называться Спасовым согласием» (Мельников П. И. «Отчет...», с. 110). Само название последователей этого толка связано с тем, что, отказавшись от священства и таинств, они все надежды возлагали на Христа (Спаса).

Стр. 84. ...царю Константину и матери Олене...— Имеются в виду византийский император Константин I Флавий (306—337) и его мать Елена, жена императора Констаиция-Хлора. С именами Константина и Елены связывается утверждение христианства в Византийской империи. Почитались в православной церкви как равноапостольные святые.

Тихое день —лень святого Тихона, отмечался 29 мая (10 июня).

Стр. 96. ...беса... перед Макарием Египетским...— Речь идет об иллюстрации одного из эпизодов «Жития Макария Египетского». Макарий Египетский— основатель института монашества (IV в.).

...Иоанна Новгородского... в Иерусалим.— Имеется в виду иллюстрация на сюжет «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим»-» памятника новгородской литературы XV в.

...бесов, пляшущих с преподобным Исакием.— Речь идет об иллюстрации одного из эпизодов Киево-Печерского патерика, памятника древнерусской литературы XIII в.

Хозрев Мирза — внук персидского шаха, приезжавший в Петербург в 1829 г. для переговоров с русским правительством в связи с разгромом в Тегеране русского посольства и убийством посла А. С. Грибоедова.

...похождения Малек Аделя, — Имеется в виду герой романа французской писательницы С. Коттен «Матильда, или Воспоминания из времен крестовых походов» (4805).

Стр. 105. Пропели литию.—Л кг к я— краткое молитвословие об упокоении усопших.

Стр. 109. Лазарева воскресенье — суббота шестой недели Великого поста.

...от зубной скорби, лучше самого Антипия помогает...— По народным поверьям, святой Антипий помогал от зубной боли.

Стр. 122. «Рече безумец в сердце своем»...— Цитата из Псалтири.

Ни трынка, ни горка, ни новоявленная макао...— Здесь перечисляются названия карточных игр.

Стр. 125. ...принял на себя зрак рабий...— принял вид простолюдина.

...вертеп Вифлеемский.— Вертеп — пещера. Согласно евангелиям Иисус Христос родился в пещере вблизи г. Вифлеема.

Стр. 125. ...как с праздным придет...— По большим и престольным праздникам священники посещали дома крестьян с крестным ходом.

Стр. 126. ...в храмовые праздники...— то есть в праздники, в честь которых назван храм; они назывались еще престольными.

Стр. 127. «В поте лица снеси хлеб твой...»— Цитата из ветхозаветной книги Бытие.

Стр. 129. Что в писании-то сказано... талант закопал?—Притча о рабе, закопавшем свой талант, изложена в Евангелии от Матфея.

Стр. 134. «Нищие всегда имати с собою...»—Слова Христа из Евангелия от Матфея.

Стр. 143. ...мамоне всяк больше служит...— Мамона — племенное божество древних иудеев, впоследствии стало синонимом скупости, накопительства.

...древле Израиль в Синайской пустыне — «Сотвориша тельца из злата литого и рекоша: сей есть бог».— Цитата из ветхозаветной книги Исход.

Стр. 148. ...в день благовещенья...— отмечался 25 марта (7 апреля).

Стр. 179. ...хлюсты, носки... три листика... — Здесь перечисляются названия карточных игр, почитавшихся «лакейскими».

Стр. 193. «Мужа тиха любит господь, суета же дел его скончает...»—Цитата из ветхозаветной книги Притчи Соломоновы.

Стр. 196. ...у Нестора ли в летописце.— Сказание о Матвее прозорливом отсутствует в летописи и читается в Киево-Печерском патерике.

Стр. 201. ...«спорные письма» протопопа Аввакума...— Речь идет о публицистических посланиях Аввакума к своим единомышленникам по догматическим вопросам. Аввакум часто отходил от общепринятых догматов веры.

И настало от того разделенье керженских старообрядцев на Софонтиево и Онуфриево согласия.— Софонтий и Онуфрий бьйчи последователями Аввакума, однако Онуфрий не признавал самосожжения единоверцев, которое допускал и благословлял Аввакум. Это было одной из причин выделения Онуфриевского согласия. (См. примеч. к с. 12).

Стр. 206. Скосырь — щеголь, забияка.

Стр. 213. Преполовеньев день — так называлась среда на четвертой неделе по Пасхе.

...святитель Петр...— Митрополит Петр (?— 1326) занимал митрополичью кафедру во Владимире с 1308 г.; союзник московских князей в борьбе за возвышение Москвы.

...Сергий преподобный из радонежских дворян.— Варфоломей - Сергий — известный церковный и политический деятель Московской Руси второй половины XIV в., основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Мельников допускает здесь неточность: Варфоломей-Сергий происходил из знатного рода ростовских бояр. После разорения его родители переехали в Радонеж.

Стр. 214. Симов жребий, ...Иафетов..., Хамов...— Речь идет о трех сыновьях праведного Ноя, между которыми бог после потопа разделил землю. Это место Библии служило аргументом для многих классовых теорий, в том числе и расистской.

Стр. 216. «Яко Петр... ангелом божьим проведен бысть...»— Цитата из новозаветной книги Деяния апостолов.

Стр. 228. «Китеокский летописец»—«Книга глаголемая летописец», сложилась во второй половине XVIII в. в среде одного из старообрядческих толков—бегунов. Состоит из двух частей. Первая часть исторична, в ней отразились предания о нашествии Батыя, о битве с татарами владимиро-суздальского князя Георгия Всеволодовича. Вторая часть—«Повесть о взыскание о граде сокровенном Китеже»—лишена исторической основы и является типичным легендарно-апокрифическим сказанием о земном рае.

Стр. 240. ...Алконаст райская птица ходит и дивные единороги...—В древнерусском сборнике «Физиолог», повествующем о животном и растительном мире, реальном и фантастическом, алконаст — фантастическая птица с человеческим лицом. Единорог — фантастический зверь, подобный «козляти», очень кроток, имеет один рог посередине головы.

Стр. 242. Степенная — «Книга степенная царского родословия» (1563), представляет собой своеобразное изложение истории Русского государства в форме агиобиографий его правителей по степеням родства от первых князей Рюрика и Владимира Святославича до Ивана Грозного. Содержание всей книги разбито на 17 степеней, отсюда и название «степенная».

Стр. 250. ...царей и великих князей Петра и Петра..., царицы Евдокии..., царевича Алексея...— Имеются в виду императоры Петр I (1672—1725), Петр II (1715—1730)—внук Петра I и сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Бланкенбургской; Евдокия (в иночестве Елена) Лопухина — первая жена Петра I, заточена была им в Покровском монастыре в Суздале.

Стр. 251. Феофан — Феофан Прокопович (1681—1736)—видный деятель Петровской эпохи, писатель-публицист. Будучи архиепископом новгородским, выступал активным гонителем старообрядцев.

...две Анны, императрица и правительница...— Имеются в виду императрица Айна Иоанновна, занимавшая русский престол с 1730 по 1740 г., и Анна Леопольдовна, племянница Анны Иоанновны, являвшаяся правительницей при малолетнем императоре Иване Антоновиче (1740—1741).

Настало царство Елизаветино...— Дочь Петра I Елизавета занимала русский престол с 1741 по 1761 г.

...начала индикта сед.иь тысящ двести пятьдесят второго новолетия... на Семен-день.— И и д и к г — точка отсчета времени. Старообрядцы не признавали петровских нововведений, в том числе и начала нового года 1 января. В их обиходе сохранился церковный календарь, согласно которому новый год начинался 1 сентября в день памяти Симеона-столпника.

Стр. 262. ...как Пугачев Казань зорил...— Имеется в виду осада Казани войсками Пугачева в июле 1774 г.

Стр. 285. ...филаретовский «Требник», «Маргарит» острожский, «Апостол* московский первопечатный...— Здесь перечислены церковные книги «старой» печати, выпущенные до церковной реформы патриарха Никона.

Живет от машины неподалеку...— то есть от железной дороги.

Стр. 305. Консистория — канцелярия, ведавшая церковными делами в епархии.

Стр. 309. Кир — господин.

Стр. 310. «От Назарета может ли добро быти?»—Цитата из Евангелия. Слова иудейских религиозных деятелей — фарисеев и саддукеев, отрицавших истинность учения Христа.

Стр. 311. Все едино что хохлы аль белорусцы!—Имеются в виду украинские и белорусские униаты, подписавшие в 1596 г. в Бресте унию с католической церковью, признававшие власть папы и основные догматы католической церкви.

...Филарет патриарх повелел белорусцов совершенно крестит...— Под «совершенным крещением» подразумевается полное погружение в купель, а не обливание головы, как у католиков.

Стр. 313. Бывал прежде в Федосеевском согласии...— Федосеевское согласие возникло в начале XVIII в. внутри старообрядцев беспоповского толка.

Стр. 314. ...правила... первого собора, и Лаодикийского и седьмого вселенского...— Имеются в виду Вселенские церковные соборы: 1-й Никейский, Лаодикийский и 2-й Никейский, на которых обсуждались вопросы о правилах поставления епископов.

Стр. 366. Григорий Богослов — видный церковный деятель раннехристианской эпохи, автор многочисленных слов, поучений, толкований на тексты Священного писания.

Стр. 375. «Не добро жити человеку единому».— Цитата из ветхозаветной книги Бытие.

Стр. 400. Благочинный — священник, под надзором которого находится благочиние — несколько приходов.

...скуфью обещали...— Скуфья — головной убор священника, получаемый в награду от духовных властей.

Стр. 437. ...и притом только «святии мученицы» пели...— Речь идет об отличиях в обряде венчания в никонианской церкви и по старообрядческому канону.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Назад
.