|
Вы здесь: Критика24.ру › Мельников П. И.
Комментарии к роману В лесах иконописание иконописец (Мельников П. И.)
Стр. 233. Фома неверный — распространенный фразеологический оборот, употребляемый по отношению к человеку скептическому, сомневающемуся. Связан с именем апостола Фомы, не поверившего в истинность воскресения Христа: «если не увижу на руках его ран от гвоздей и не вложу перста моего в ребра его, не поверю» (Евангелие от Иоанна). Христос явился Фоме и предложил ему вложить персты в раны, после чего произошло «уверование» Фомы. ...на Фоминой., , — то есть на Фоминой неделе, следующей после Пасхальной, Стр. 234. ...как есть Авраам...— Согласно Библии Авраам — праотец, родоначальник иудейского народа. На иконах и фресках изображался благолепным бородатым старцем. Стр. 235. К масленице осетров привезли—полфунта не нашлось, — Контрабандное золото из Сибири доставлялось в рыбьих тушах. Стр. 239. Гражданская грамота — старопечатные учебные книги Часослов и Псалтирь, по которым обучались грамоте на Руси. Стр. 242. ...лета 7343...— В старообрядческой среде сохранилось старое летосчисление от «сотворения мира», летосчисление от «Рождества Христова» отстоит от него на 5508 лет. Стр. 243. «Суть же Греци льстива даже до сего дни...» — Так характеризовал греков русский летописец в «Повести временных лет» в сказании о походах князя Святослава под 971 годом. Стр. 256. ...что во времена самозванцев и ляхолетья...— Имеются в виду события в России начала XVII в.— польская интервенция и самозваные претенденты на русский престол —Лжедмитрин I и Лжедмитрий II. Во время «Соловецкого сиденья»...— «Соловецким сиденьем» называли восстание в Соловецком монастыре, начавшееся летом 1668 г. с отказа монахов принять «новоисправленные богослужебные книги», то есть церковную реформу патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович (1629—1676) приказал стрельцам осадить монастырь. Осада длилась до 1676 г., когда в результате предательства одного из монахов, указавшего тайный вход в монастырь, [войска воеводыМещеринова ворвались в монастырь. Стр. 257. ...Филиппа митрополита...— Боярин Федор Колычев (1507—1569) во времена гонений на боярство при Иоанне Грозном бежал в Соловецкий монастырь и стал его игуменом под именем Филиппа. Царь вернул его и заставил занять престол всероссийского митрополита. Однако Филипп обличал опричнину, за что был заточен и по приказу царя задушен Малютой Скуратовым. Канонизирован при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче. Стр. 258. Гоф-фурьер — придворный чин для надзора за лакеями. Стр. 262. ...родственница Сергия, Анна Ивановна, сделалась императрицей...— Анна Иоанновна, дочь брата Петра I — Ивана Алексеевича, вдова герцога Курляндии. После смерти Петра II была приглашена Верховным тайным советом на русский престол, который занимала с 1730 по 1740 г. По материнской линии находилась в родстве с Салтыковыми. ...родственник Ефрема и Спиридона сделался великомощным князем Тавриды...— Имеется в виду фаворит императрицы Екатерины II князь Г. А. Потемкин-Таврический. Стр. 263. ...в первые годы елизаветинского царствования...— Дочь Петра I Елиза. вета Петровна занимала русский престол с 1741 по 1761 г. Стр. 264. ...насталфранцузский год...—то есть 1812 год, когда французская армия вторглась в Россию. Стр. 266. Деисус (деисис, от греч.— моление) — ряд икон, на которых изображались Христос, Богоматерь, Иоанн Креститель. В больших храмах — второй или третий ряд иконостаса, где помимо названных изображений помещались изображения архангелов, апостолов, святителей и мучеников. ...иконы новгородского пошиба...— Имеются в виду иконы новгородской школы иконописания, одной из древнейших на Руси, Стр. 266. ...иконы строгановских писем первого и второго...— Строгановская школа иконописания — направление в русском искусстве конца XVI — начала XVII в. Называлась по фамилии заказчиков — именитых торговых людей Строгановых. Иконы строгановской школы не одинаковы по манере исполнения: выделяются более ранние произведения (первого письма) и более поздние. ...иконы фряжской работы царских кормовых зографов Симона Ушакова, Николы Павловца...— Зографами (изографами) на Руси называли иконописцев. Кормовые изографы находились на чьем-то жаловании, выполняли чьи-то заказы. Симон Федорович Ушаков (1626—1686), — талантливый русский иконописец и теоретик искусства. Николай (Никита) Иванович Павловеи — ученик и продолжатель школы Ушакова. Оба живописца состояли на жаловании (корме) царского двора. В творчестве Ушакова и художников его школы наметился отход от средневековых иконописных традиций и заметно влияние реалистической портретной живописи. Вот почему их иконы относили к фряжской (западноевропейской) школе. Стр. 269. Ефрем Сирин — церковный писатель IV в., автор толкований на тексты Священного писания, молитв, поучений и песнопений. Особой популярностью у старообрядцев пользовалась его книга поучений, наставлений и сказаний «Паренисис», напечатанная в Москве в 1647 г. Церковная память Ефрема Сирина празднуется 28 января (10 февраля). Стр. 275. Пели канон преподобным общий на два лика с катавасиями.— К а н о н— церковная песнь в похвалу святым. Первый стих канона — ирмос всегда пелся, следующие за ирмосами тропари могли и петься и читаться. Канон исполнялся двумя хорами (ликами). Катавасия — заключительная часть канона, для исполнения которой певчие сходят с клироса на середину церкви. Стр.277. ...службу с величаньем трем святителям.—Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста празднуется 30 января (12 февраля). Стр. 281. ...выйдет им сроквъезжу держать...— В старообрядческих скитах каждая обитель поочередно держала «въеяжу», то есть принимала на свое полное обеспечение гостей, приезжавших в скиты по различным делам, а также с приношениями. ...закурила, слышь, матушка-то Дорофея... — то есть запила. Стр. 282. ...картины, изображавшие... Паскевича с Дибичем на конях.— И. Ф. Паскевич (1782—1856) — генерал-фельдмаршал, участник Отечественной войны 1*12 г., отличился в войне с турками в 1828—1829 гг. И. И. Дибич (1785—1831) — военачальник, принимал деятельное участие в войне 1812 г. и в войне с турками. Были широко распространенны их лубочные портреты. Стр. 293. Молимся же за державного, за боляры и за вой, — Не признавая государственной всероссийской церкви, старообрядцы во время богослужения на великой ектеньи молились о здравии царя, членов правительства и воинства в соответствии с апостольским учением «нет власти аше от бога». Стр. 316. Введеньев день — христианский праздник Введение Богородицы во храм, отмечавшийся 21 ноября (4 декабря). Стр. 318. Навуходоносор, царь... в вола его обратил...— Навуходоносор (С04—562/561 до н. э.) — вавилонский царь, прославившийся завоевательными войнами с Ассирией и Египтом. В 586 г. до н. э. Навуходоносор разгромил Иудею и разрушил иерусалимский храм «Святая святых», Согласно Библии Навуходоносор отличался «нечестием» и гордыней, за что и был наказан богом, лишившим его разума и заставившим есть траву, как вола. Стр. 318. ...фараон... в море потоп.—Согласно Библии когда израильтяне под предводительством Моисея бежали из Египта, Красное море расступилось и позволило им благополучно перейти на другой берег. Египетский фараон с воинами, пре-илелсвавшиммизраильтян, вступили вслед за ними на морское дно, но море сомкнулось и поглотило египтян. Стр. 327. Великая схима — высшая, крайне аскетическая форма монашеского подвижничества, предписывавшая соблюдение самых суровых правил (затворнический образ жизни, молчание и т. п.). Стр. 336. Трясовичная болезнь — лихорадка. Стр. 347. «Живый в помощи вышнего...» — цитата из Псалтири. Стр. 366. Радуница — день поминовения усопших, отмечавшийся во вторник на Фоминой неделе (вторая неделя по Пасхе). Стр. 367. ...кто в кузнице сошник либо полицу перековывает...— Сошник и полица — части сохи. Егорьев день — 23 апреля (6 мая). В этот день впервые после зимы выгонялся скот в поле. Стр. 371. «Смерти празднуем умерщвление!..»— цитата из канона Пасхе. «Где ти, смерте жало?где ти, аде победа?..» — Первое послание апостола Павла к коринфянам. Стр. 375. Старый обычай, еще Нестором описанный: «Схожахусь на игрища, на плясанья и ту умыкиваху жены собе, с нею же кто съвещашесяъ.— Нестор (вторая пол. XI — нач. XII в.).— талантливый древнерусский писатель, автор «Чтения о Борисе и Глебе», «Жития Феодосия Печерского», составитель первой редакции древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (1113 г.), куда включено было сказание об обычаях и нравах славянских племен. Мельников приводит цитату иэ этого сказания об обычаях и нравах радимичей и вятичей. Стр. 376. «Иже ада пленив... пети и славити»...— свободная интерпретация стиха из послания апостола Павла к ефесянам. Стр. 377. «Да воскреснет бог и разыдутся врази его» — старообрядческий вариант пасхальной стихиры. «Воскресения день...» — первая песнь пасхального канона. Сам «Стоглав» возбраняет оклички на Радуницу и вопли на жальниках...— «С т о-г л а в» — сборник постановлений церковного собора 1551 г. по различным вопросам религиозного и житейского быта, состоящий из ста глав. Иван Грозный стремился на соборе «утвердить древние предания христианской истинной нашей веры», указав при этом на недостатки церковной службы, неправильное писание икон, выполнение языческих обрядов в Васильев вечер, Радуницу, Ивановскую ночь. Стр. 378. ...Лествицу, дорогую старообрядцам книгу, печатанную при патриархе Иосифе.— «Лествицей» называли сочинение синайского подвижника VI в. Иоанна Лествичника. В этом сочинении аскетического содержания было представлено тридцать ступеней (отсюда и название «Лествица») духовного восхождения к совершенству. Книга эта особо почиталась старообрядцами потому, что была напечатана при; последнем «правильном» русском патриархе Иосифе (1640—1652), то есть до церковною раскола. Патерик Скитский — памятник византийской литературы, повествующим о жизни и аскетических подвигах монахов. Стр, 378. „.восхотел на мзде хиротонисатися пресвитером...— то есть пожелал 8а взятку быть рукоположенным во священники. Стр. 381. „.в долони плескание...— хлопание в ладоши. Стр. 382. „мам с ними не в версту стать!..— Нам с ними не равняться. Стр. 383. Лучше камень на шею да в омут головой...—Чтение за трапезой слова об Евстафии Манефа расценивает как великий соблазн и руководствуется в данном случае евангельским наставлением: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих п Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Евангелие от Марка). Стр. 387. Иван Великий — архитектурный памятник Московского Кремля колокольня Ивана Великого, построенная архитектором Б, Фрязиным в 1600 г. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|