Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Создаёт человека природа , но образует его общество Манера глядеть свысока сделала то, что Онегин совсем даже не узнал Татьяну, когда встретил ее в первый раз, в глуши, в скромном образе чистой, невинно... (ЕГЭ по русскому)

**Сочинение**

Проблема нравственного выбора, обусловленного влиянием общества на формирование личности, становится центральной в тексте Ф.М. Достоевского. Автор размышляет о том, как общественные нормы и внутренние принципы, усвоенные человеком, определяют его поступки даже в ситуациях, требующих жертвы личным счастьем. Позиция Достоевского выражена ясно: Татьяна Ларина, героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», отказывается от любви к Онегину не из-за страха нарушить светские условности, а из-за глубокого осознания морального долга перед мужем. «Пусть, пусть я одна лишусь счастия, пусть мое несчастье безмерно сильнее, чем несчастье этого старика, … но не хочу быть счастливою, загубив другого!» — так формулирует писатель суть её решения, подчеркивая, что нравственные устои, воспитанные в ней обществом, оказались сильнее личных чувств.

Чтобы обосновать свою точку зрения, Достоевский обращается к ключевым эпизодам жизни Татьяны. В первой встрече с Онегиным в деревне герой, погруженный в светскую спесь, не сумел разглядеть в «скромном образе чистой, невинной девушки» её внутреннего совершенства. Автор отмечает: «Он не сумел отличить в бедной девочке законченности и совершенства». Этот пример иллюстрирует, как поверхностность, привитая Онегину обществом, мешает ему оценить истинную ценность Татьяны. Второй пример — встреча героев в Петербурге, где Татьяна, ставшая «знатной дамой», отвергает Онегина, несмотря на сохранившуюся любовь. Достоевский подчеркивает: «Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает; она ненавидит свой сан светской дамы». Эти слова раскрывают, что её отказ продиктован не приверженностью светским правилам, а верностью нравственным принципам, которые сформировались в ней под влиянием семьи и традиций.

Смысловая связь между примерами — противопоставление. В первом случае Онегин, продукт светского общества, демонстрирует духовную слепоту, во втором — Татьяна, воспитанная в патриархальной среде, проявляет силу духа, основанную на моральных устоях. Если Онегин, с его «манерой глядеть свысока», олицетворяет развращающее влияние поверхностного общества, то Татьяна воплощает идеал внутренней цельности, взращенной в ней традиционными ценностями.

Я полностью согласен с позицией Достоевского. Татьяна, следуя долгу, жертвует личным счастьем, потому что её нравственный выбор продиктован не страхом осуждения, а уважением к чести другого человека. Её слова «Но я другому отдана и буду век ему верна» — не формальная отговорка, а признание высшего закона совести. Например, в романе Пушкина героиня, даже признаваясь в любви к Онегину, не позволяет себе предать мужа, ведь её поступок стал бы не только личной трагедией, но и разрушил бы жизнь невинного человека.

Таким образом, общество, безусловно, влияет на формирование личности, но истинная нравственность рождается из внутреннего принятия тех принципов, которые возвышают человека над эгоизмом. Татьяна Ларина, по мысли Достоевского, — воплощение этой идеи: её выбор доказывает, что подлинная свобода заключается не в следовании страстям, а в верности тем ценностям, которые делают нас людьми.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском