|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XIX века
Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века (Литература XIX века)
Для анализа были использованы произведения А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), Н. В. Гоголя («Шинель»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди»), А. П. Чехова ((«Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Толстый и Тонкий», «Тоска», «Горе»). Автор, название произведения Психологическая характеристика героя Способы создания характера (портрет, интерьер, говорящее имя, речь и т. д. ) Отношения героя с миром (Кто виноват в страданиях героя?) Отношение автора к герою (жалость, сочувствие, сострадание и т. д.) Новизна трактовки темы А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Самсон Вырин «Сущий мученик четырнадцатого класса». Слабый и наивный герой, добрый и искренний. Смиренный, одновременно с кроткостью, радуется мелочам и ищет счастье в простых моментах. Персонаж обладает чувством чести, чувством собственного достоинства, способен любить. Интерьер, который меняется после побега Дуни. Внешний вид героя (седина, «морщины небритого лица», сгорбленная спина и т. д.). Имя Самсон является библейским, фамилия Вырин происходит от небольшой станции «Выра» возле Петербурга, таким образом, его не идеализируют, но возвышают. Общество, главным представителем которого в произведении является Минский.
Н. В. Гоголь «Шинель» Акакий Акаиевич Башмачкин Робкий и пугливый, покорный, не умеет постоять за себя. Бесхарактерный, о нем трудно что-то сказать кроме того, что он «маленький человек». Искренний и чистосердечный. ("...будучи человеком чистосердечным, не мог не порадоваться, видя, как все похвалили шинель..."). Живёт в своём собственном, внутреннем мире, не отличающийся разнообразием.
Ф. М. Достоевский «Бедные люди» Макар Девушкин Персонаж очень беден, человек душевной чистоты и доброты. Способен любить, чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать. Самоцель — уважение и небольшое место в обществе. Видит в Самсоне Вырине и в Башмачкине себя. Способен к «погружению в самого себя». Страдает. В совокупности характера и одинокого положения вполне логична любовь к такой же бедной Вареньке. Девушкин полностью осознает свою ненужность, ничтожность. Он герой с болезненными амбициями, противоречивый. Главный страх — потеря уважения среди людей. Ярко выраженное чувство стыда. Речь героя спотыкающаяся, с затрудненным языком и повторами, уменьшительно-ласкательные слова, демонстрирующие ласковый тон и привычку к самоуничтожению. Говорящая фамилия Девушкин указывает на чистоту, доброту героя, чувствительную натуру.
2 ветвь («Тоска», «Горе»): незаметные люди, их горе — никому не нужно, через них читатель видит духовную глухость окружающих. Одиноки, печальны, задумчивы. Говорящая фамилия, имя (Червяков из «Смерти чиновника» имеет сходства с червяком, дежурная фраза «как бы чего не вышло» у Беликова, речь персонажей в первой ветви показывает их льстивость, «скользкость», во второй — принадлежность к низшим слоям населения. 1 ветвь: герои сами виноваты в своих проблемах, в нежелании меняться. 2 ветвь: виновато общество и сами «маленькие люди». 1 ветвь: высмеивает, иронизирует и презирает «маленького человека» 2 ветвь: жалость. А. П. Чехов делит своего «маленького человека» на два типа, предписывая им два разных характера. Он едко высмеивает своих героев в первом случае, и философски осмысляет второй случай. В большинстве случает его герои сами виноваты в своей судьбе. Насколько же разные перед нами люди? Если учесть, что и в литературном процессе ХХ и даже ХХI в. есть свои традиции, продолжающие «родословное древо» нашего типа, можно точно сказать, что он не остался героем пушкинского века. Изменения, даже те, которые я осмелюсь назвать коренными (отношение читателя к герою у Пушкина и у Чехова), породили плеяду «маленьких людей» — однако сам он остался одиноким, объективизированным героем, рассмотреть которого удастся лишь через микроскоп для человеческих судеб: на мостовых, в бараках, кухонных углах. Он не станет явным участников крупных исторических событий, а продолжит жить в микромире, оставаясь для окружающих не личностью, а предметом. Всё-таки «маленький человек» — это он, один, и герои его типа уникальны в своей… «маленькости», как снежинки с разными узорами зубчиков. Обновлено: Опубликовал(а): Граф Прыг-Скок Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|