Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенность изображения внутреннего мира человека в русской литературе конца 19 века (Литература XIX века)

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание.

В. Г. Белинский

Писатели всегда желали запечатлеть в своих произведениях мысли и чувства человека, его размышления и переживания, стремились к выражению его духовной жизни. Они хотели разобраться в психологии личности, однако только во второй половине 19 веке психологизм стал главной чертой русской литературы, к нему обращались А. П. Чехов, Л. Н. Толстой и многие другие писатели.

Изначально именно в сентиментализме и романтизме писатели уделяли особое внимание личности человека, его психологии, изображая внутренний мир человека как сложное переплетение мыслей и настроений, изображали тонкость и возвышенность чувств героев. В 19 веке в своих произведениях писатели, обращаясь к психологизму, стали создавать образ простого, типичного человека, стараясь отдалиться от возвышенности и приблизиться к действительности.

Причем писатели все чаще обогащали свои произведения внутренними монологами персонажей, пейзажными зарисовками, помогающими их характеризовать духовную жизнь личности. Именно в это время возникает такой тип литературного героя, как «маленький человек», писатели все чаще и чаще в своих произведениях затрагивали проблему положения этого типа личности в обществе, отношения к нему других. Писатели всегда сочувствовали такому персонажу, показывали его обреченность. «Маленький человек» всегда был изображен заурядным, трясущимся от страха перед чем-то новым, являющимся ярким примером чинопочитания. Этот образ был одновременно смешон и мерзок, жалок своей ничтожностью. Именно поэтому в своем рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехов дает главному герою – «маленькому человеку» - говорящую фамилию «Червяков», тем самым подчеркивая самоуничижение, самоощущение не только главного героя, но и всего этого типа личности, представляющего себя настоящим червяком. Писатели акцентировали внимание читателя на том, что «маленький человек» мал не только в социальном, но и духовном плане. То есть, «маленький человек», занимая одну из низший ступеней в обществе, имеет крайне узкий и бедный внутренний мир, такой человек пребывает в плену своих предубеждений, своей рабской натуры. Чехов в рассказе «Смерть чиновника» изначально ставит своих героев в равное положение, желая доказать, что в ничтожности «маленького человека» виновато не только устройство общества, но и его личная философия, мировоззрение. Так Червяков, случайно чихнувший на генерала, видит в своей оплошности катастрофу. Автор показывает, что его постоянное чувство вины, чинопочитание несовместимы с человеческим достоинством, они, наоборот, лишают человека уважения к себе. Тем самым «маленький человек», поставленный в равные условия со статским генералом, с развитием сюжета опускается в своем самоуничижении все ниже и ниже до того момента, пока «он лег на диван и…помер». Однако автор подчеркивает, что умирает не человек, а его образ мысли, мировоззрение.

Однако писатели стремились не только раскрыть психологию уже нравственно развитой личности, но и показать становление, развитие внутреннего мира человека, изобразить не столько чувства и переживания, сколько процесс их возникновения и изменения с взрослением. Так Л. Н. Толстой в своей повести «Юность» раскрыл тему становления личности, роста сознания главного героя. Автор, желая показать читателю, какие изменения происходят во внутреннем мире человека, создает все произведение как автобиографическое повествование, специально использует большое количество внутренних монологов, где авторское «я» сплетено с мнением главного героя. Толстой выводит закон самосовершенствования и развития, основанного на борьбе с самолюбием, тщеславием, совершенствовании своего разума. Автор дает понять, что человек взрослеет, нравственно растет, учась на своих ошибках, разочарованиях и разбитых мечтах.

Писатели 19 века, уделяя особое внимание внутреннему миру человека, проводили ту мысль, что человек зависит не столько от обстоятельств, сколько от самого себя. Люди сами делают нравственный выбор, создают свою философию, свои жизненные принципы, способные сломать или восстановить их судьбу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.