|
11.2 Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева на примере не менее трёх произведений (ЕГЭ по литературе)Многие стихотворения Ф. И. Тютчева можно отнести к жанру философской лирики. Вечные общечеловеческие ценности, вечные идеалы интересовали этого поэта: он часто сопоставлял жизнь природы и человека, считал, что весь мир заключает в себе какую-то истину, которую человеку определить очень сложно. Автор размышляет о добре и зле в стихотворении «День и ночь». Ключевым приемом в этом произведении является антитеза: Тютчев мастерски передал контраст между мирным, защищающем людей днем и ужасающей, таинственной, непонятной всем ночью. Светлое время суток несёт в себе покой и умиротворение: «покров наброшен златотканый», день — «друг» людей, исцеляющий их души. Ночь же, наоборот, сравнивается с бездной, страхом и мглой. Это стихотворение построено по принципу двоемирия, характерного для направления романтизма: автор использует символы, множество средств выразительности (эпитеты — «мир роковой», «высокой волею богов», метафора — «ткань благодатную покрова», риторическое восклицание в последней строфе). Лирический герой размышляет над тем, что людям свойственно испытывать необъяснимый священный трепет перед темным временем суток, они издавна боятся его. В стихотворении «Silentium!» автор обращается к теме одиночества. Само название этого произведения можно перевести как «молчи»: лирический герой призывает всех просто «любоваться» своими чувствами и мечтами, не делиться ими с другими. Он подчеркивает яркость, уникальность этих чувств: герой Тютчева сравнивает их с яркими «звездами в ночи», недоступными окружающим. Ставшая афоризмом из-за своей правдивости и актуальности в любой момент жизни, цитата — «мысль изреченная есть ложь» подчеркивает, что никто не в силах точно передать тяжесть душевных переживаний в откровенном разговоре — для выражения своих чувств человеку никогда не хватит слов. Тютчев призывает всех читателей стремиться к самосозерцанию и самосовершенствованию: внутреннее душевное богатство позволяет человеку существовать независимо от окружающего мира. Мотив человеческой думы можно отметить в стихотворении Тютчева «Волна и дума». В этом произведении используются приемы как синтаксического («дума за думой, волна за волной»), так и психологического параллелизма: лирический герой подчеркивает, что природа и человек образуют единство, границу между ними можно считать подвижной. Несмотря на то что сердце тесное, а море безбрежное, что здесь — заключение, а там — простор, они одинаковы. Звукопись в последней строфе стихотворения («Тот же всё вечный прибой и отбой, / Тот же всё призрак тревожно-пустой») подтверждает эту мысль: она похожа как на шум прибоя, так и на стук сердца. Тютчев призывает читателей поразмышлять о сути жизни, попытаться осознать, что им важно. Настроение стихотворения тревожное: оно подчеркивает, что люди не способны управлять стихиями, у них нет возможности сильно повлиять на окружающий мир — всё неизменно. Не нужно суетиться и бесполезно тратить свою жизнь. Таким образом, в лирике Тютчева встречаются различные рассуждения о человеческой жизни, его судьбе и внутреннем мире. Обновлено: Опубликовал(а): foggyns Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|