Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему Н. В. Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой? (Гоголь Н. В.)

«Мертвые души» Н. В. Гоголя занимают важное место в русской литературе, благодаря авторской новации в системе жанров. Хотя текст написан в прозе, Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, желая подчеркнуть равенство эпического (описание характеров, путешествия Чичикова) и лирического (размышления автора) начал в своем творении. Рассмотрим каждое из них.

Целью автора было создать масштабное произведение, охватывающее все аспекты русской жизни. Задумка Гоголя состояла в том, чтобы создать поэму по образцу «Божественной комедии» Данте Алигьери, состоящую из трех частей: ад, чистилище и рай. И несмотря на то, что был написан лишь первый том, он сумел запечатлеть Россию девятнадцатого века со всеми подробностями и показать читателю ее самые неприглядные уголки.

Гротескно и сатирично Гоголь описывает губернский город NN: «…сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином, очень красивым, по мнению губернских архитекторов. », «…городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою. ». Он высмеивает «благоустройство» города, подчеркивая недобросовестность властей, не выполняющих свои обязанности. Важной деталью является отсутствие названия губернского города, который обозначается просто «NN», что указывает на его типичность, подтверждающуюся реакцией Чичикова: «Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам».

Также Гоголь знакомит читателя с галереей помещиков. Каждый из них уникален в своей порочности: Манилов – инфантильный мечтатель, Коробочка – жадная и «дубинноголовая» старуха, Ноздрев – азартный и вспыльчивый пьяница, Собакевич – «узкодумающий» и обжорливый делец, Плюшкин – венец коллекции и настоящая «прореха на человечестве». Легко заметить, что расположились они в таком порядке далеко не случайно, автор указывает на возрастающую мертвенность их души. Многие из фамилий стали именами нарицательными, что показывает обобщенность их образов. До сих пор можно встретить «исторических» Ноздревых или скупых Плюшкиных. Гоголь смог описать не только своих современников точными и саркастическими характеристиками, но и людей, живущих после него.

Стоит обратиться к названию произведения. Кто же на самом деле является «мертвыми душами»? Подразумевается главный предмет махинаций Чичикова – умершие крестьяне, но на самом деле Гоголь намекает на помещиков (описанных ранее) и прогнивший бюрократический аппарат, состоящий из «отцов города»: градоначальника, почтмейстера, полицмейстера, прокурора. У чиновничества города NN все устроено должным для них образом, они, как дружная семья, «жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, и беседы их носили печать какого-то особенного простодушия». Это жадные и необразованные люди, их интересует лишь личное благосостояние: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Вместо выполнения своих должностных обязанностей чиновники ведут разгульный образ жизни за счет государственных средств: «Пошлите же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Или инспектор врачебной управы, он также человек праздный…». В седьмой главе описывается «храм Фемиды», в который попадает главный герой для совершения купчей, и именно здесь предстает вся гниль бюрократии: бесконечная бумажная волокита, услужливость и коррупция. Чиновники так преуспели в искусстве взяток, что для них это стало обыденностью: «Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Но кто уж является совершенным мастером в области взяточничества и подхалимства, так это Чичиков. Он нравился абсолютно всем в городе, даже Собакевичу, который всегда дурно отзывался об окружающих людях. («Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»). Чичиков, словно хамелеон, подстраивался под собеседника, поэтому у него нет определенного портрета, лишь оболочка: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Он из всех ситуаций находил выход, используя свою хитрость и умение прислуживаться: «Употребил все тонкие извороты ума, уже слишком опытного, слишком знающего хорошо людей: где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где всунул деньжонку, — словом, обработал дело…».

Гоголь, создавая образ автора, на фоне эпических событий выражает свое мнение и личные переживания насчет будущего России. Многочисленные отступления являются лирическим началом в «Мертвых душах». В них затронуты важные социальные, философские и морально-этические вопросы, коснувшиеся России девятнадцатого века. Проблемы государственного аппарата, состоящего из коррумпированного чиновничества – «О толстых и тонких», «Об оттенках и тонкостях нашего обращения». Гоголь высмеивает умение превращаться из «тонкого» в «толстого» чиновника, который «лучше на этом свете обделывает дела свои» и вертится в мире, где «пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей обращения» к людям с разным финансовым положением. Современники осуждали Гоголя за выставление России в дурном свете. Он предугадал это и дал ответ критикам в лирическом отступлении «О двух типах писателей, об их уделах и судьбах»: «Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тику мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи!». И стоит заметить, что именно в желании осветить недостатки своей Родины проявляется патриотизм автора. Он хочет наставить Россию на путь истинный, взывая оживить омертвевшие души людей, стоящих у власти. Гоголь ставит им в пример русский народ, который его искренне восхищает «живым и бойким умом»: «…живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку». (отступление «О метком русском слове»).

Таким образом, Н. В. Гоголь мастерски соединяет эпический и лирический сюжеты в своем произведении, заканчивая авторской речью о Руси и ее историческом пути и будущей судьбе. Он сравнивает Россию с неугомонной «птицей-тройкой», ищущей свою дорогу. «Русь, куда ж несешься ты?» - задает автор вопрос, оставшийся без ответа, но даже несмотря на ее молчание, он твердо уверен в России, перед которой «косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства». Гоголь в «Мертвых душах» претворил в жизнь значительный и важный замысел, сумевший найти воплощение лишь в жанре поэмы: подтолкнуть Россию к духовному возрождению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.