|
Почему Гоголь назвал свое произведение «Мертвые души»? (Гоголь Н. В.)Одним из великих произведений русской классической литературы является поэма Н. В. Гоголя с необычным названием «Мертвые души». В своем письме П. А. Плетневу автор писал, что название это сразу не понравилось президенту комитета цензуры, Голохвастову. Как только он его услышал, закричал: «Мертвой души не может быть, автор вооружается против бессмертья»; но взяв в толк, что «мертвые значит ревизские души», Голохвастов сказал, что это направлено «против крепостного». Гоголю пришлось идти на уступки и поменять название произведения, поэтому эта работа вышла в печать под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Отсюда мы можем заметить, что Гоголю было важно назвать произведение именно «Мертвые души». Но почему? Какой смысл заложил писатель в это словосочетание? Я считаю, что в названии поэмы заключается неоднозначный смысл. С одной стороны, оно отображает основной сюжет произведения, а с другой - автор заставляет читателей задуматься над проблемой «мертвых душ» живых людей. Остановимся на каждом значение. Сюжет произведения построен на афере главного героя, Чичикова. Следуя наставлениям отца, герой с детства водился «с теми, которые побогаче», учился «угождать учителям и начальникам» и «беречь и копить копейку». Желая жить «во всех довольствиях», Чичиков ищет способы разбогатеть. И, узнав, что можно закладывать в казну даже мертвых крестьян, числящихся в ревизской сказке, герою приходит на ум идея скупать «мертвые души». «Законным образом» Чичиков планирует переселить их в Херсонскую губернию, чтобы потом заложить «мертвые души» в опекунский совет и получить «по двести рублей» за каждую. И «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению» своего дела, отправившись на поиски душ уже мертвых крестьян, путешествуя по городам и поместьям России. Так, мы можем видеть, что название поэмы можно связать с аферой Чичикова, покупкой «мертвых крестьянских душ». Но основной смысл названия поэмы Гоголя гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Путешествуя за главным героем и знакомясь с жителями города и поместий, мы понимаем, что души помещиков, которые живут, богатеют, процветают, давно очерствели и погибли. Гоголь обращает наше внимание на пустые размышления и бесплодные мечты Манилова, на «дубинноголовость» и мелочность Коробочки, жульничество и разгул Ноздрева, грубость и неуклюжесть Собакевича, бесплодную и бессмысленную скупость и ничтожность Плюшкина. Эти люди не хотят развиваться и меняться.
Чиновники и многие другие жители города, куда приезжает Чичиков, тоже являются «мертвыми душами». Их мертвенность отчетливо видна в сцене бала. Автор сравнивает их с мухами, которые носятся «на белом сияющем рафинаде». Ни одного живого, искреннего чувства в них нет. Интересы этих людей сосредоточены на сплетнях, тщеславии, зависти. Главные принципы работы чиновников – воровство, взяточничество, безделье. Чиновники мертвы духовно и в людях не замечают жизни. Особенно четко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине», где говорится о том, что инвалид войны приехал в столицу, чтобы оформить себе материальную помощь. Но он не смог добиться желаемого результата. Чиновникам совершенно не важна была человеческая жизнь: их волновали только деньги и те, кто ими владеет. И сам Чичиков – «мертвая душа». Этот человек умеет подстраиваться под ситуацию, входить в доверие, унижаться, если это необходимо. Герой подлый и безнравственный. Чичиков – выдающийся вор, мошенник, обманщик. Он мечтает быстро обогатиться и делает это с помощью хитрости и обмана. Все это – признаки «мертвой человеческой души». Интересно, что крестьяне из списка Чичикова кажутся в сравнении с помещиками более живыми. В одном из лирических отступлений души их оживают (Чичиков воскрешает умерших в своем воображении), и мы видим людей с настоящими «живыми душами». Так, под понятием «мертвые души» автор имел в виду именно живых людей, которые давно уже умерли внутри и потеряли человечность. Известно, что Гоголь хотел выстроить сюжет «Мертвых душ» по примеру «Божественной комедии» Данте. Должно было быть три тома, каждый из которых отражал бы «ад», «чистилище» и «рай». Так, в первом томе, который мы рассматривали, Гоголь хотел показать весь «ад» современной ему действительности, устрашающую правду жизни того времени. Автор указал на пороки людей и показал ценность человеческой души, без которой жизнь каждого теряет смысл. Обновлено: Опубликовал(а): qwerty21 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|