Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание» пример (Достоевский Ф. М.)

Фёдор Михайлович Достоевский, который является автором романа "Преступление и наказание" не понаслышке знает, что значит быть лишённым денег или же "униженным и оскорблённым". Достоевский тяжело переживал утрату брата, едва сводил концы с концами, отбиваясь от многочисленных кредиторов и содержа множество родственников. Идея создания произведения пришла автору во время его каторжных работ, что нашло отражение в его романе. Каждый персонаж совершает ошибки и получает за них наказание. Именно поэтому тяжёлая жизнь героев "Преступления и наказания" так хорошо прописана. Продолжил писать свою работу Достоевский уже в Петербурге, по возвращению с каторги.

И именно это стало поводом для добавления нового и необычного героя романа — Петербурга.

С самых первых страниц произведения перед нами предстаёт образ Петербурга, который будет сопровождать читателя на протяжении всего действия. В нём не будет места зелени, дворцам и паркам. Петербург будет полностью отражать внутреннее состояние героев и быть "соучастником" преступления. Вся пейзажная зарисовка основана на жёлтых и серых тонах, "страшной жаре, духоте, толкотне", "всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу". Идя по Сенной, герой видит только серые дома, грязные улицы и пьяных или замученных трудом людей. Дома и комнаты в них сам Достоевский называет "гробами". И это действительно так, каморки обставлены очень бедно и малы по размеру, что только усиливает давление на Раскольникова и остальных героев. Распивочные не раз появляются в действии романа, именно там Раскольникову приходит мысль об убийстве, именно туда он приходит, чтобы запить свои переживания, встречая большое количество людей, которые не сильно-то от него отличаются по финансовому положению и значимости в обществе, там он знакомится и с Мармеладовым, узнавая историю его жизни.

Семён Захарович Мармеладов рассказывает Раскольникову в какую ситуацию он попал и, что его привело к этому. Из его рассказа и Раскольников, и читатель узнаёт о тяжёлой судьбе Сони Мармеладовой, дочери Мармеладова. Ради того, чтобы хоть как-то поправить положение своей семьи, которое ухудшается с каждым днём, и избавиться от постоянных ссор с Катериной Ивановной, девушка была вынуждена начать заниматься проституцией. Можно сказать, что Соня предала себя, но понимая значимость своих поступков научилась жить с этим и смирилась со своей семьёй. Девушка убеждена, что вера в Бога спасёт её и живёт этой "правдой". Делает она это не ради себя, а ради своей семьи, и именно в этом принципе мы можем узнать Дуню, сестру Раскольникова. Дуня, ради своего брата терпит издевательства Свидригайлова и Марфы Петровны. Она даже готова выйти замуж за Лужина, которого она никогда не любила и не полюбит, но девушка убеждена, что это поможет финансовому благополучию своей семьи. Раскольников, узнав об этом из письма своей матери, приходит в ужас. Он решительно против этого брака, хоть и понимает его ценность для себя и семьи. Хоть он и сам еле-еле сводит концы с концами, а Лужин — это его ключ к работе и деньгам, молодой человек всё равно готов сделать всё возможное ради того, чтобы этого брака не случилось. Обдумывая всё письмо матери, идя по К-му бульвару он встречает пьяную девочку и "жирного франта", который преследует её. К своему же удивлению, Раскольников не проходит мимо, а пытается помочь девочке и отгоняет от неё неизвестного мужчину, до прихода городового, который уводит девушку в безопасное место. Абсолютно каждый из вышеперечисленных персонажей так или иначе является "униженным и оскорблённым", подтверждение чего доказывается в тексте.

Но, раз есть "униженные и оскорблённые", то есть и те, кто унижают и оскорбляют. К таким можно отнести Алёну Ивановну, Петра Петровича Лужина и Аркадия Ивановича Свидригайлова. Алёна Ивановна, или же старуха-процентщица, является центральным субъектом размышлений Раскольникова. Он не считает её человеком, который имеет вес в обществе, он видит в ней лишь только тирана и меркантильную личность, какой она по сути и является. Поэтому именно она становится его запланированной жертвой для проверки его теории "о право имеющих и тварях дрожащих". И только неожиданный приход Лизаветы срывает "идеальное преступление" Раскольникова и подкашивает его моральное состояние. Отдельная роль отводится "двойникам" Раскольникова. И Лужин и Свидригайлов имеют свои теории, отличные друг от друга. Пётр Петрович Лужин считает, что важно только собственное благополучие и думать о проблемах других людей он не считает нужным. Его позицию относительно других людей подкрепляет его отношение к Дуне:"Например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля". Это показывает его не с лучшей стороны, обнажая все его мотивы и цели. Теория Свидригайлова же гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается для личной цели. Именно этим он и оправдывает большинство своих поступков, включая свою причастность к самоубийству девушки и его неоднократные попытки женитьбы на Дуне. Но в конце произведения мы видим, что он пытается исправить свои ошибки, помогая Соне Мармеладовой финансово и устраивая её братьев и сестёр в учебные заведения. Но груз, который он несёт на себе слишком велик, и он не может выдержать этого и застреливается из пистолета Дуни. На фоне идей и теорий этих персонажей, мы можем сделать вывод, что Раскольников сомневается в своей теории гораздо больше, чем его "двойники" в своих.

Основная теория описанная в романе, это идея "право имеющих и тварях дрожащих", которая заключается в том, что некоторые выдающиеся и одаренные люди имеют право нарушать законы и мораль, если это служит благу общества. Раскольников верит, что он принадлежит к этой группе людей и поэтому может убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, является "паразитом" общества.

Однако, в ходе развития сюжета, и по мере своего знакомства и развития отношений с Соней, Раскольников осознает, что его идея ошибочна и приводит только к страданиям. Он понимает, что нельзя пренебрегать нравственными законами, и осознает важность человеческого достоинства и моральности. Герой действительно готов понести наказание за свою ошибку, полностью осознавая её. За что и получает 8 лет каторги в Сибири.

Проводя итог всему вышесказанному мы можем сделать вывод, что абсолютно каждый персонаж романа так или иначе является "униженным и оскорблённым", каждый из них совершал ошибки и знал, что значит быть "на дне". Только кто-то понял и осознал свои действия, а кто-то так и остался при своём мнении. Внутренняя сторона человека является ключевым фактором и основой размышлений автора.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.