|
Как изображены «Униженные и оскорблённые» в романе «Преступление и наказание»? (Достоевский Ф. М.)Русская литература знает два Петербурга: величественный, покоривший стихию город А. С. Пушкина и совершенно непохожий у Ф. М. Достоевского город-кладбище, в котором комнаты в грязных домах похожи на гробы, а люди тонут в одиночестве, безысходности и нищете на фоне прекрасных богатых панорам. За стенами великолепных дворов и площадей, за шумом роскошных балов и праздников грешат и ищут спасения «униженные и оскорблённые».
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям жизнь обездоленных людей, вынужденных совершать преступления против себя и даже против других людей лишь бы выжить; бедных студентов, бунтующий против несправедливости; жизнь тех, кто приносит себя в жертву и тех, кто мучительно ищет истину и спасение.
Эта мрачная картина нищеты внушает в главного героя, Родиона Раскольникова, безумную идею о существовании необыкновенных и обыкновенных людей и толкает его на убийство. Когда-то добрый, отзывчивый юноша, который спас детей из пожара и почти полгода содержал больного чахоткой знакомого-студента, становится заложником бедности и убивает двух людей: старуху-процентщицу и не вовремя пришедшую домой Лизавету. С момента этого чудовищного, грязного преступления судьбой Раскольникова становится поиск раскаяния.
Трагизм героев романа заключается не только в безысходности, но и в осознании этой безысходности. Они не видят никакого спасения для себя, у них нет ни веры, ни надежды, ни любви. Так, например, эпизод с девушкой-утопленницей Афросиньюшкой показывает равнодушие привыкших к подобному жителей мрачного Петербурга. Или образ пьяной девочки, судьба которой стала для Раскольникова последней каплей, давшей ему уверенность в его же теории. Эту же уверенность ему даёт семья Мармеладовых. Отчаявшийся Мармеладов хоронит себя в пьянстве. Он пропивает буквально каждую копейку, обрекая свою жену и маленьких детей на голод и болезни. Катерина Ивановна, будучи благородного происхождения, так же вынуждена погибнуть в нищете и унижении.
От всех этих персонажей отличаются, наверное, лишь Сонечка и Дуня. Они так же, как и Раскольников, страдают из-за несправедливости, царящей вокруг, но, в отличие от него, находят для себя веру и смысл. Именно любовь к семье даёт им силы жить дальше. Сонечка совершает преступление против себя самой, вынужденная торговать собственным телом ради небольшого заработка, на который она одна содержит отца, мачеху и троих детей. Дуня почти что делает то же самое, готовая выйти замуж за Лужина, чтобы поправить материальное положение в семье и помочь брату и матери. Именно в Сонечке и Дуне изображаются гуманистические идеи романа.
Автор показывает читателям подробную картину жизни униженных и оскорблённых. Маленькие голодающие дети; юные девушки, брошенные на произвол судьбы; положение женщин в то время и их мучения из-за невозможности изменить что-то; лишившиеся какой-либо надежды самоубийцы; рваная одежда; комнаты, похожие на сараи; залитые отходами лестницы в парадных; мучительное чувство отчаяния— вот их судьба и действительность. Но Достоевский также стремится изобразить и то, как нищета и бесправие превращает людей в преступников. Раскольников мечтает изменить окружающую его реальность с помощью убийства старухи-процентщицы, чьи деньги могли бы избавить некоторых людей от беспросветной бедности. Но смерть старухи не освобождает жителей Петербурга от страдания. Убийство — не та мера, которая может привести к положительному преобразованию реальности. Это всего лишь путь к саморазрушению. Если человеку хочется изменить мир, то ему надо начать с себя, а не с тех, кого он считает лишними. Обновлено: Опубликовал(а): herbal vodka Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|