|
Что же такое «обломовщина»? Пример по роману Обломов (Гончаров И. А.)Вместе с появлением на свет романа И. А. Гончарова «Обломов», в котором изображена помещичья среда, наполненная апатией к окружающему, в наш мир пришло хорошо всем известное и часто используемое в повседневной речи понятие «обломовщины», произошедшее от фамилии главного героя и названия деревни, где прошло его детство. Что же оно означает? Можно сказать, что это социальное явление, рассматриваемое автором на примере барина, не обладающего силой воли и умением реализовывать свои желания. Этот персонаж ведет праздную жизнь, никогда не напрягается и все время находится в одном и том же, привычном для него состоянии — лежит на диване. За хозяйством не следит, этим занимается его слуга Захар. Но он, подобно Обломову, не выполняет свою работу добросовестно, а только чтобы отделаться. От этого в доме постоянно царствует беспорядок и мрак. Однако Илья Ильич много думает, иногда его мысли даже переходят в порыв, намерение что-то сделать, но всегда остаются на этом этапе. Причиной такого образа жизни послужило воспитание. С самого детства герой наблюдал за тем, как родители распоряжаются, но никогда не трудятся, и понял: сидеть сложа руки — дело почетное. Для обломовцев работа — наказание, её старались по возможности избегать. Такое окружение сформировало отвращение к серьезной деятельности и привычку взваливать дела на кого-нибудь или вовсе на «авось». Хотя от природы он был как и все дети, с возрастом на него повлияла чрезмерная забота, которая развила чересчур нежный характер. Неким символом жизни Обломова становятся халат и туфли, ведь он не любит выходить из дома, не видит смысла в службе и презирает человеческую суету. «Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества!» — говорит Илья Ильич своему другу Штольцу. По его мнению, идеал существования заключается в полном покое и умиротворении, когда нет «никакой заботы, ни одного вопроса о сeнaтe, o бирже, об акциях, о докладах...», каждый день идет размеренно и одинаково скучно. Он мечтал о семейной идиллии в собственном поместье, где всё аккуратно обустроено. Можно сказать, что это и есть самая настоящая «обломовщина». Однако стоит отметить, что герой стал её «жертвой», и именно поэтому вряд ли сможет достигнуть такого идеала. Препятствием будет являться неумение деятельно чего-то захотеть и довести свои порывы до части выполнения. чьей слабостью может пользоваться каждый прохожий. Например, подлый Тарантьев, Обломов - раб собственной лени, который с легкостью вовлекает его в мошенническую схему и обкрадывает под видом помощи в решении злободневных вопросов, волнующих барина. Происходит это, потому что Илья Ильич не хочет напрягаться по поводу проблем с имением и переездом, в чем и проявляется «обломовщина». Но можно ли спасти человека от постоянного бездействия, дабы не дать ему утонуть в собственной праздности? Такую попытку предпринял друг главного героя Штольц, сам по себе очень активный и никогда не сидит на месте, много трудится. Пробуя «оживить» своего товарища, он начинает возить его на обеды и знакомить с новыми людьми, что, конечно, приходится не по душе Обломову, и предлагает ему уехать в Париж. Но это слишком радикальные перемены для того, кому сложно встать с дивана, поэтому барин, ссылаясь на раздутую губу, остается дома. Ближе к успеху оказалась возлюбленная героем Ольга Ильинская. Рядом с ней он как будто помолодел. Девушка пыталась пробудить скрытые от внешнего мира деятельные качества своего избранника, которые и вызвали в ней возвышенные чувства, но, к сожалению, ее старания также остались напрасны. Илья Ильич испугался новых волнений, тревог и тех хлопот, которые предшествуют возможной свадьбе. «Обломовщина», засевшая глубоко внутри, победила и вернула его в привычный ритм жизни. Бессознательные мотивы и стремления, определяющие поведение героя, — это «бездна», из которой не суждено выбраться. Они ведут к духовной и нравственной гибели. На эту тему рассуждал в своей статье Николай Александрович Добролюбов. По его мнению, значимость данного романа заключается в том, что И. А. Гончарову удалось создать «сильный» образ, где мы находим «произведение русской жизни, знамение времени», и дать точное определение дворянской действительности: «Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений». Критик показал, что личное благосостояние порождает неспособность действовать самостоятельно: «...гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства». Можно сказать, что Обломовы — это все те, чьи слова и желания расходятся с их действиями и поступками. В статье встречается мысль о том, что таким людям дороже «отвлеченные воззрения, чем живые факты, важнее общие принципы, чем простая жизненная правда». В основном, они много рассуждают и критикуют, но мало когда предлагают решение проблемы, так как испытывают погружение в ничтожество перед серьезной деятельностью. Я считаю, что подобное состояние ведет к упущенным возможностям и невыполненным замыслам. Оно способно разрушить судьбу человека, порождая духовную нищету и узость интересов. Таким образом, «обломовщина» - это общественное явление, препятствующее самореализации, которое проявляется в бездействии, отсутствии инициативы в достижении целей, прокрастинации и непродуктивности. Главное отличие - нехватка жизненной энергии, постоянная лень и склонность откладывать дела на потом или полностью отказываться от них. Единственная цель людей, подверженных такому состоянию, заключается в спокойном и размеренном существовании без неожиданных происшествий и необходимости трудится. Обновлено: Опубликовал(а): gwjjfi Внимание! Спасибо за внимание.
|
|