|
Что же такое «обломовщина»? по роману Обломов (Гончаров И. А.)В романе «Обломов», с которым мы познакомились на уроках литературы, автор поднимает актуальную для России XIX века проблему «обломовщины». Что означает это выражение и какой социальный конфликт подразумевается под ним? Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» был написан в эпоху для Российской империи, за которой закрепилось название «Эпохи великих реформ». Это время стремительных и остро ощутимых в обществе изменений, затронувших все сферы деятельности людей. Данный период можно даже назвать переломным в истории нашего государства — именно с отменой крепостного права в 1861 году началось время всеобщего равенства и свободы. И, роман Гончарова может служить примером того, как дворянское общество раскололось на две части: консерваторов, отрицающих любые преобразования, и либералов, верящих в новое прогрессивное общество. Когда рукопись Гончарова была впервые опубликована в журнале «Отечественные записки» и обрела популярность, консерваторов, в самом плохом смысле этого слова, прозвали «Обломовыми». Образ консерватора в романе представлен Ильёй Ильичом Обломовым, главным героем. С детства Илья не знал ничто такое труд, ни что такое цена деньгам, ни как зарабатывать эти самые деньги. Чтобы не быть голословным, приведу цитату из текста: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знаю, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я через год сыт или буду нищий - я ничего не знаю!». За тридцать с небольшим лет жизни он настолько привык к тому, что можно лежать в халате и ничего не делать, что уже, кажется, неспособен измениться даже ради любящей его особы (Ольги). Для того чтобы описать Обломова, лучше всего подходят прилагательные «инертный» или «апатичный». Как ни странно, его знакомые совсем не такие, они — либералы. Я говорю про лучшего друга главного героя, Андрея Штольца, а также про Ольгу Ильинскую. Долгое время Штольц был единственным человеком, кого по-настоящему волновало будущее Обломова, который приносил ему прогрессивную литературу, увлекал рассказами о заграничных поездках — пытался пробудить в главном герое интерес к жизни. Ольга Ильинская также была из «новых» людей, она любила читать современную для того времени литературу, любила рассуждать на серьезные темы, её другом и, я бы сказал, наставником был Штольц. Автор описывает девушку такими яркими фразами: «Чудесное создание с благоухающею свежестью ума и чувств», «Над бровью Ольги лежала маленькая складка, будто там покоилась мысль», «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка». Мне показалось необычным, что две таких противоположности — Андрей и Илья, дружат с детства и две не меньших противоположности — Илья и Ольга, влюбляются друг в друга. Думаю, общество середины XIX века и в правду было таким: даже в узком кругу люди придерживались контрастных взглядов, мнений. Первый раз слово «обломовщина» встречается в оригинальном тексте романа в реплике Штольца, оценивающей мечты о будущем, высказанные Ильёй. Илья Ильич делился со своим другом планами на будущую совместную жизнь с Ольгой. Однако, планы его были «обломовской утопией», не имели ничего общего с динамичными процессами, происходившими в обществе, они будто бы были нацелены на то, чтобы остановить время на одном приятном моменте, за что и получили столь сатирическую оценку у Андрея Штольца. Чтобы понять, как правильно интерпретировать выражение «обломовщина», я обратился к, пожалуй, наиболее известной критической статье к роману. Писатель А. В. Дружинин в своём труде «Обломов» говорит так: «Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане». Получается, «обломовщина» не характеризует характер главного героя и даже не может считаться общим для консерваторов того времени. Обломовщина — процесс куда более глобальный, это объяснение многих явлений, происходящих в России в то время, один из символов эпохи. Тем не менее, как мы знаем, процесс этот был пагубным, именно закоренелая «обломовщина» в умах людей не давала двигаться обществу дальше, следовать европейским тенденциям. «Оболомовым» пришлось остаться в прошлом, они так не смогли перешагнуть через свои предрассудки. Я бы хотел закончить словами Добролюбова: «Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, — о её жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым». Обновлено: Опубликовал(а): Анна Костина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|