|
Рассказ А. Т. Аверченко «Вечером» (Читательский дневник)Без детей нельзя было бы так любить человечество (Ф. М. Достоевский) Многие писатели 19-20 веков уделяли огромное внимание поведению и психологии детей, представляя их не только, как одних из героев своих произведений, но и выделяя для них отдельные истории. И такое особое отношение вполне обоснованно: у каждого человека был период жизни, именуемый детством. А. Т. Аверченко пишет трогательный рассказ «Вечером», посвящённый его племяннице Лиде, которая и стала главной героиней произведения. Развитие ребёнка в столь юном возрасте — процесс, не останавливающийся ни на минуту. Автор раскрывает это в непоседливости малышки. За любым ребёнком стоит не один взрослый, родители учат и учатся взаимодействовать с миром и окружающим. За один лишь только вечер Лида успевает найти общий язык с её дядей и начать фантазировать на ходу («В этом… В Симферополе»). Любой ребёнок любопытен и, только что потерпев неудачу в поиске «страшной невесты для дяди», Лидочка уже увлечена изучением возможностям нашего зрения. Ей ещё предстоит узнать о том, почему «если ключ держать к глазу близко, то я виден весь, а если отодвинуть, то только кусок меня». Весь рассказ состоит из диалогов с редкими вставками от автора. Никакое описание человека не сможет передать его сущность так, как делает это принадлежащая ему речь. Поэтому, исследуя изречения каждого из героев, можно выделить какую-то наигранную строгость дяди и сопоставленную ему детскую фантастику — настоящая антитеза. В начале диалогов, в развязке, Аверченко будто бы намеренно сопоставляет два абсолютно разных мирка, но, развивая сюжетную линию, в общении между Лидой и дядей находится что-то общее. Взрослый человек погружается в мир ребёнка и на время забывает о своей обыденной реальности. Подходя ближе к кульминации рассказа, лирический герой рассказывает Лиде шуточную сказку, больше похожую на анекдот, о яблоке и жабе. Девочка восхищена, на неё она произвела впечатление. Поэтому Лидочка рассказывает свою версию дядиной сказки, заменив действующих героев. Такой эпизод показывает то, что дети, как губки, «впитывают» не только поведение взрослых, но и каждое их слово. Ещё больше это подчёркивается в эпизоде поиска «жениха» и «невесты». Лидочка даже не изменяет реплику дяди: «Я твоего жениха найду», что, конечно же, его забавит, и он ее аккуратно поправляет. Автор умиляется детскому поведению, преподносит его в центр внимания своего рассказа. Аркадий Тимофеевич хочет донести до читателя, что иногда стоит взглянуть на мир глазами ребёнка. Дети имеют неповторимый стиль мышления, видят все по-своему. Жизнь не ограничивается взрослой серьезностью, ведь вокруг всегда есть младшие, которые несомненно влияют на ход и темп нашего бытия. Обновлено: Опубликовал(а): Варвара Гамолка Внимание! Спасибо за внимание.
|
|