|
Художественные особенности романа «Брисбен» Е. Водолазкина (Литература XXI века)Литературное направление, к которому принадлежит роман «Брисбен» — реализм с использованием некоторых приемов постмодернизма.
Признаки постмодернизма: 1. Жанровая форма дневниковых записей. 2. Метафоричность, интертекстуальность, использование аллюзий. Упоминается имя святого Серафима Саровского. Образ деда Мефодия также ассоциируется с каким-то библейским старцем, духовным наставником. Чтение героем Евангелия. – упоминание литературных и музыкальных произведений, а также имен писателей, композиторов (Нестор — писатель Сергей Нестеров, «Повесть временных лет», «Повести Белкина» Пушкина, «Преступление и наказание» «Робинзон Крузо», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой», упоминается Тургенев, труды Бахтина и др.; опера «Евгений Онегин», «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто, Токката Баха, оАотн Моцарт) – Фамилия главного героя, который родился в Киеве — Яновский. Это родовая фамилия Гоголя. В интервью РБК Евгений Водолазкин рассказал, что Николай Васильевич проник в роман не случайно. Он горячо любил Украину, но осознавал себя в широком смысле русским человеком. Для писателя напоминание о Гоголе — это возвращение к тем тёплым братским отношениям, что были у стран до 2014-го. – В тексте романа возникает множество метафор, смысл которых проясняется только после того, как перевернута последняя страница (в постскриптуме). Одна из важнейших метафор романа – смерть девочки Веры и гибель веры в будущее. 3. Полифония Можно сказать, что роман многоголосен. Повествование в романе подчиняется законам сольфеджио: оно распадается на два голоса, которые звучат попеременно.
Про полифонию в романе говорится открытым текстом (давая тем самым ключ к пониманию основной идеи «Брисбена»). Заинтересовавшись музыкальной полифонией еще в школе, а затем обратившись к проблеме текстовой полифонии, отраженной в работах М. М. Бахтина, в своей дипломной работе на филфаке, Глеб постепенно приходит к открытию: «полифоничен весь мир», «многоголосы шум деревьев в роще, движение автомобилей по улице, разговоры в очереди». 4. Фрагментарность времени Роман имеет две сюжетные линии в различных временных промежутках: в настоящем времени (25. 04. 12 по 09. 07. 14) и прошлом (с 1971 года по 2000 год). Настоящее время в романе прерывается воспоминаниями о прошлом. Время в романе «Брисбен» линейно в обоих временных отрезках, то есть автор датирует его, обозначая конкретное число, месяц и год. Глеб Яновский сравнивает время с музыкой: оно «было таким же ровным и поглощало ноты так же, как время — события. Кроме того, время в романе можно разделить на реальное (события, непосредственно происходящие в жизни Глеба на протяжении его жизни) и ирреальное (Брисбен). 5. Стирание границ между реальностью и невероятным (общение Глеба с матерью, которая улетела в Брисбен, а на самом деле стала жертвой преступников) 6. Пессимистический взгляд на жизнь Тема смерти также является одной из важнейших на пути к пониманию замысла романа. На протяжении всего повествования главный герой сталкивается со смертью: умерла соседка Евдокия, девушка Арина на пляже, дочь Анны Лебедь — Вера, бабушка Антонина Павловна, дедушка Мефодий, мать Глеба — Ирина. При этом смерти в романе всегда противопоставляется любовь. Так, смотря на утонувшую девушку Арину, Глеб думает, что сейчас ей, стоящей перед лицом смерти, помогла бы любовь: «Ему казалось, что надо ещё что-то сделать, чтобы спасти её. Что в сделанном недостаточно любви. Со стороны окружающих нужно было какое-то усилие души, но окружающих не было. Они предпочли оставить девушку наедине с её бедой. С её смертью». Противопоставление любви и смерти выражается и в других словах Глеба: «Если будем всегда любить друг друга, сказал Глеб, то смерть не страшна».
Признаки реализма: 1. Правдивое изображение действительности 2. Психологизм 3. Характер главного героя показан в развитии (он приходит к осознанию мысли, что времени не существует, есть только вечность) 4. Социальная и политическая проблематика (взаимоотношения героя с окружающим миром; взаимоотношения Украины с Россией) 5. Открытый финал: судьба и дальнейшая жизнь остальных героев романа, за исключением Веры, которая умирает от болезни, для читателя остаётся неизвестна. Обновлено: Опубликовал(а): Марина Аношина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|