|
Вы здесь: Критика24.ру › ЕГЭ по истории
1645-1676. Восстание Степана Разина, церковная реформа - патриарх Никон, церковный раскол - протопоп Аввакум. (ЕГЭ по истории)1645-1676 – это период правления Алексея Михайловича Романова, который сопровождался массовыми народными восстаниями, вызванными резким ухудшением жизни людей. Но это происходило на фоне бурного экономического и политического развития страны, которая практически преодолела последствия Смутного времени. Укрепляется власть царя, который стремится править самовластно, появляются зачатки абсолютизма. Одним из важных событий данного периода стало восстание под предводительством Степана Разина. Причинам восстания послужило следующее: закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей, усиление налогового гнёта, попытка государства ограничить казачьи вольности, скопление на Дону беглых крестьян и холопов, расслоение казачества на «домовых» (старые, имеющие землю) и «голытьбу» (вновь прибывшие). В 1670 году донской казак, атаман Степан Разин возглавил антифеодальное движение казаков против бояр и дворян. Собрав большое войско из голытьбы, он двинулся на Волгу. В течение короткого времени Разин взял Царицын, Камышин и Чёрный Яр. Летом 1670 года он захватил Астрахань, казнил астраханского воеводу Прозоровского и ещё 500 дворян и приказных. Разин двинулся вверх по Волге, по дороге рассылал письма, в которых призывал жителей Поволжья присоединиться к восстанию. Благодаря этому Степан Разин значительно преумножил численность своего войска. Без боя он взял Саратов и Самару, осадил Симбирск, но взять его не смог, в октябре 1610 года потерпел поражение от царских войск и вернулся на Дон. Там он попал в плен к казачьей верхушке, которая опасалась расправы, и был выдан правительству. 6 июня 1671 года Разин был казнён в Москве. Восстание было подавлено и итоги никак не облегчили жизни крестьян и посадских людей. Над участниками восстания была проведена жестокая расправа, казаков заставили присягнуть на верность царю. Была усилена власть воевод на местах, началось распространение крепостного права на южные районы страны. Ещё одним важным событием данного периода стало проведение церковной реформы. Причины данного события были следующие: несоответствие русских церковных книг и обрядов Византийским канонам, необходимость введения единых норм во всём православном мире; на троне укрепилась новая династия Романовых и усилился процесс централизации власти; РПЦ стремилась расширить влияние Москвы как центра православия и обеспечить духовное единство с другими православными народами. В 1652 году Никон был избран патриархом РПЦ, после чего начал проводить церковную реформу: за образец взял греческие книги и обряды. В 1653 году Никон разослал указ, в котором велел креститься «щепотью» и заменил земные поклоны поясными. Ввёл изменения и в другие церковные обряды: троекратное пение «Аллилуйя», крестный ход навстречу солнцу и пр. Патриарх запретил шатровый стиль церквей, иконописцам приказал придерживаться греческого образца. Никон приказал уничтожить старые богослужебные книги и иконы, которые не соответствовали греческим канонам. В результате проведения данной реформы все церковные обряды были приведены к греческому образцу, РПЦ расширило влияние Москвы как православного центра и укрепило дисциплину в своих рядах. Но часть населения и духовенства отказывались принимать нововведения Никона, что обусловило раскол русской православной церкви на «старообрядцев» и «никонианцев». Другим важным событием этого периода стал церковный раскол. Причины церковного раскола главным образом были продиктованы реформами патриарха Никона и жёсткими способами их проведения, а резкий переход к новым правилам богослужения вызывал у народных масс убеждение, что им хотят навязать новую веру; приходское духовенство имело низкий уровень образования и не могло объяснить гражданам, в чём суть изменения литургии. Кружок «ревнителей благочестия», состоящий из духовенства, стремился провести унификацию церковных обрядов и книг. Однако его члены, Никон и Аввакум, разошлись во мнениях, по каким образцам проводить изменения. Аввакум выступил за древнерусские религиозные каноны, максимальное сохранение старины. Он выразил свой протест Никону, который выступал за изменения обрядов и книг по греческим образцам. Аввакум отрицательно относился к реформам Никона и активно выступал против них, за что был арестован и сослан в Сибирь. Он вёл активную пропаганду старообрядческих идей и принципов, призывал людей не подчиняться церковным нововведениям, стремился сохранить старую веру. В 1664 году Аввакум вернулся в Москву, где отказался смириться церковной реформой. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорён церковным Собором к казни. 11 апреля 1682 года Аввакум и его сподвижники были заживо сожжены. В результате церковного раскола верующие разделились на «старообрядцев» и «никонианцев», утратив своё духовное единство. В русской культуре сформировалось одно из направлений, основу которого составляли неизменные догматы и обряды. Оформление старообрядчества подорвало внутреннюю силу, духовный авторитет, идейное влияние РПЦ на массы и способствовало распространению западного влияния. Правление Алексея Михайловича нельзя оценить однозначно. С одной стороны, были достигнуты успехи в развитии экономики, была расширена территория страны. Но другой стороны, вхождение в состав России Левобережной Украины привело к длительным русско-польской и русско-шведской войне, в связи с которыми экономическое положение и жизнь людей в целом ухудшились, что выразилось в различных бунтах. В целом эпоха Алексея Михайловича является важной вехой в истории развития России. Преобразования царя подготовили почву для будущих реформ Петра I. Обновлено: Опубликовал(а): fern Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|