|
По периоду 1652-1676. Правление Алексея Михайловича Тишайшего. Церковный Раскол (ЕГЭ по истории)Данный период относится к правлению царя Алексея Михайловича Романова. Этот период называют "бунташным" и характеризуют социальными движениями, принятием Соборного уложения 1649 г., церковными реформами патриарха Никона, расширением границ России. В моем сочинении я бы хотела остановиться на двух событиях: Церковная реформа (1652-1667) и Церковный раскол (1654), причинами которых послужили: 1) Необходимость унифицировать церковные обряды, книги, молитвы, чтобы сблизиться с греческой церковью и сохранить статус «Москва — Третий Рим». 2) Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — условие объединения церквей России и Украины. 3) Падение общественной нравственности. 4) Укрепление новой династии Романовых у власти. Для начала я бы хотела рассмотреть саму реформу церкви 1663-1664 годов, её содержание и причины тех или иных нововведений. Эта реформа привела к недовольству народа и появлению старообрядчества во главе с протопопом Аваакумом — Церковному расколу. Это есть второе событие, о котором я бы хотела рассказать. Датой начала Церковного раскола считается 1654 год. После проведения Никоном реформ народ разделился на две категории: тех, кто признавал никоновские нововведения и староверов (раскольников) — тех, кто принимать нововведения отказывались. Раскольники выражали своё недовольство путем уклонения от переписи и повинностей государства, тайного держания веры, бегством в Сибирь, открытыми вооруженными выступлениями (Соловецкое восстание). Так же раскольники, не желая принимать новую веру сжигали сами себя. В период с 1675 по 1695 произошло около 40 «гарей», в огне которых погибло до 20 тыс. человек. При Екатерине гонение староверов увеличилось. Постепенно под давлением раскольников царь стал сомневаться в необходимости реформ, проводимых Никоном. Это послужило причиной их «разрыва». В 1658 г. Никон оставил патриаршество и удалился в основанный им Новоиерусалимский монастырь, где в 1681 году он умер. Последствиями Церковной реформы и Церковного раскола стали: 1) Разделение церкви на основную Русскую Провославную церковь и старообрядцев-раскольников. 2) Нарушение религиозного единства населения, появление оснований для религиозной вражды. 3) Попадание церкви в государственную зависимость. 4) Массовое бегство населения в Сибирь и Поволжье, в попытках противостояния изменениям. 5) Внесение некоторых изменений в церковный быт. В русской историографии это событие имеет следующие оценки: 1) Считается, что церковный раскол — это трагедия того времени, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие церкви и формирование старообрядческих движений. 2) Есть и другая оценка этого периода. В. О. Ключевский считает, что раскол, происшедший в русской церкви в XVII в., был церковным отражением нравственного раздвоения русского общества под действием западной культуры. По моему мнению этот период играет большую роль в российской истории. Потому что именно при Алексее Михайловиче церковь стала постепенно терять свои позиции и влияние на государственный аппарат. При Петре I церковь окончательно утратила свою значимость и стала как бы частью государственного аппарата. Обновлено: Опубликовал(а): Ирина Кузина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|