|
Смысл названия романа «Преступление и Наказание» пример (Достоевский Ф. М.)“Преступление и Наказание” Фёдора Михаиловича Достоевского является культовым произведением не только в русской, но и в мировой литературе. Роман является одним из сложнейших среди шедевров русской классики, оставляя людей на протяжении нескольких столетий в раздумьях над его проблематикой. Почему Федор Михайлович посчитал “преступление и наказание” идеальным названием для своего произведения? Писатель с самого начала погружает нас в мир тревожных мыслей героя, давая намеки на его озабоченность какой-то проблемой, точнее, её решением. Раскольников, словно одержимый, занимается только раздумьями о своей навязчивой идее, тщательно обдумывает каждый свой шаг. Персонаж то полон решимости, то снова витает в глубоком омуте сомнений. Ему страшно даже выражать свои мысли прямо, он постоянно прячет их под эвфемизмами. Изначально преступление преподносится самим Родионом как необходимость выбраться из нищеты, помочь матери, сестре и самому себе. Все преподносится так, словно его действительно “заела среда”. Петербург мы видим сквозь призму его восприятия, представляя, как город душит людей нескончаемой жарой, зловоньями и развратом. Сам герой очень слаб физически, и живет без каких-либо средств для существования. Даже комнатушка, которую снимает Раскольников, чем-то походит на гроб. Благодаря протагонисту романа мы можем увидеть приближающийся мотив “преступления”, который начинается с убийства старухи-процентщицы, но на нем не заканчивается. Раскольников убивает Алёну Ивановну и Лизавету, идет не только против закона, но и против заповеди Христа: “Не убий”. Достоевский хочет показать, как герой становится не только преступником, но и грешником, как убийство старухи- становится нравственным самоубийством Раскольникова. Мотив преступления продолжает Соня, которая была вынуждена примкнуть к жизни по жёлтому билету. Девушка очень религиозна, с самого начала считает себя грешницей и преступницей, осознано преступая заповедь «Не прелюбодействуй». Писатель переселяет её от семьи в квартиру портного “Капернаумова”, чья фамилия является отсылкой на евангельский город — “Капернаум”, близ которого жила блудница Мария. Явные двойники Раскольникова тоже грешат: Лужин живет по принципу исковерканной христианской заповеди: “возлюби только себя” и является ярким примером нарциссизма. На первый взгляд он, как и все персонажи, всего-навсего придерживается своих принципов и интересов, но главное в том, насколько гнилы и подлы его интересы и принципы. То, как сильно боялся Петр Петрович обличения, показывает, как “нечист” он был в своих делах. Свидригайлов же, не смотря на немногочисленные его добрые деяния, для меня является как минимум “косвенным преступником”, что подозревается: в физическом и психологическом насилии над глухонемой девочкой и своим крепостным, которых довел до самоубийства, в постоянных изменах жене с крестьянками и впоследствии её смерти, шулерстве, шантаже как Радиона, так и Дуни. Ещё более противен он становится, когда начинает говорить про свои грехи, будто от того, что честно признает низость души своей, станет лучше. В произведениях Достоевского не бывает преступления без наказания. Мотив его наступает сразу же после убийства старухи. И основная идея писателя в том, что настоящим наказанием героя становится не тяжесть каторжных работ, а груз его совестных мук и разбившаяся в пух и прах теория, которая свела его с ума. С каждой сценой описания страшных страданий Раскольникова, все больше раскрывается его главная цель, ради которой и было совершенно преступление. Мы понимаем, что он не просто преступник от отчаяния. Родион задыхается не от духоты Петербурга, все это метафора, показывающая нравственный тупик персонажа, в который его завела собственная теория. У него не получилось внушить себе, что он “только вошь убил” или принес пользу обществу. Балласт, которым свалилось на него преступление, был слишком велик для чувствительной души. По мнению писателя, для того чтобы избавиться от нескончаемого потока мыслей, которые совсем истерзали Раскольникова, внушали идеи о бессмысленность его существования, выбили из без того слабого тела, остатки жизненных сил, герою необходимо раскаяться и принять “настоящее” наказание, подразумевающее каторжные работы. Только взяв на себя это наказание и признав свою вину, Раскольников мог снова начать “дышать”, нравственно воскреснуть, как физически воскрес Лазарь в Евангелии от Иоанна. В произведении часто упоминается Лазарь и эпизод с его воскрешением, вероятно, из-за схожести их историй. Раскольников находился в лихорадке четыре дня после преступления, когда происходит момент его нравственного разложения, так же, как Лазарь “смердил” четыре дня до воскрешения. Подобная параллель в очередной раз подтверждает, что истинным наказанием Достоевский считает пытку, которую устроила герою его совесть, расценивает это его нравственной смертью. Как и в истории Лазаря, чуду воскрешения Раскольникова способствует любовь и вера близкого человека. Именно речи благоразумной Сони сподвигли Родиона раскаяться, она отдает ему свой крестик, тем самым помогая сделать шаг в своём духовном очищении. Она же сама берет крестик убитой Лизаветы, это действие показывает то, что девушка тоже принимает жертвенную судьбу и страдание. В конце концов, убийца и блудница отправляются вместе в Сибирь, где у них есть шанс покаяться, а после начать новую жизнь. В заключение можно упомянуть лишь о том, что названия, которое лучше раскрывало бы суть и истинный смысл романа не придумать. Достоевский повествует, какую губительную роль для человека может сыграть мысль, и как ничтожна по своей природе она бывает. Писатель хочет донести до нас, что не может насилие и зло существовать рядом с гуманизмом и добродетелью. Особенно в одном человеке. В противном случае в душе человека происходит раскол, так же, как между ним и обществом. (811 слов) Обновлено: Опубликовал(а): Лия Рири Внимание! Спасибо за внимание.
|
|