|
«Преступление и наказание»: смысл названия романа (Достоевский Ф. М.)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из достояний мировой литературы. В нём автор хотел показать путь, по которому идет нравственное пробуждение человека, и что от его нравственного выбора во многом зависит будущее. Это великое произведение взывает к раздумьям о жизни, морали, добре и зле. Роман можно условно разделить на две части. В первой Достоевский описывает социальные причины, которые привели Раскольникова к убийству, философское обоснование его больной теории, психологические истоки и само преступление. Безысходность чувствуется с первых строк романа. Родион Раскольников — способный молодой человек, вынужденный прекратить обучение в университете из-за нищеты. Он живет в тесной и узкой каморке, подавленный, ничтожный и одинокий. Под воздействием этой угнетающей обстановки ему приходит в голову идея совершить страшное злодеяние — убить старуху-процентщицу. Его больное воображение искажает реальность, и Раскольников начинает считать её убийство благодеянием, так как старушка, по его мнению, причиняет лишь вред людям, оказавшимся в затруднительной ситуации, назначая высокие проценты за выкуп вещей. Несмотря на хладнокровное желание совершить убийство, Раскольников обладает «большим сердцем», способным сострадать человеческому горю. Его гнетёт желание помочь матери и сестре, да и вообще всем «униженным и оскорбленным». И в его голове рождается страшная идея о том, что все люди делятся на «право имеющих» и на «тварей дрожащих». Он считает, что человек «особенный» может совершить кровопролитное преступление, если того требует некая высшая цель. Душевные муки и поиски выхода из тупика, уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности, а также желание испытать, к какой же категории людей относится он сам, привели Раскольникова в конечном итоге к совершению страшного преступления – двойного убийства с ограблением. За картиной преступления следует вторая часть романа, наказание. После признания властям Раскольников получает приговор — восемь лет каторжных работ в Сибири. Однако Достоевский показывает, что главное, и самое тяжелое наказание — это муки совести. «Уверенность, что всё, даже память, даже простое соображение оставляют его, начинала нестерпимо его мучить. «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!». Раскольников терзается непрерывными размышлениями о своем поступке. Его рассудок мутится, он заболевает. Главному герою было непросто решиться на совершение преступления, но еще труднее ему даются последствия содеянного. Убийство отделило его от людей, он не может с ними общаться, ощущая между собой и народом какую-то стену. Будучи одиноким до преступления, он становится ещё более одиноким. Он лишается общества не только людей, но и Бога. Смерть матери Раскольникова и страдание сестры — расплата за то, что он вмешался в «промысел божий». На момент признания Родион ещё не был готов отказаться от своей теории о разделении людей на две категории. Он ещё недостаточно выстрадал. Публичное покаяние должно было примирить его с миром и народом. Однако люди приняли его за пьяного и только посмеялись над ним. Толчком для окончательного осмысления содеянного послужило то, что теорию Раскольникова отвергли и те самые люди, простой народ, во имя которого эта теория и задумывалась. Люди так и не признали за ним право на убийство. Они не могли его понять. И если даже убийцы не понимают и не принимают его, значит, его теория в корне ошибочна. Сон Раскольникова о моровой язве («трихинах») является переломным и окончательным моментом в его осознании. Он является пророческим видением, в котором Раскольникову открывается сущность его духовной болезни. Он начинает понимать, что болезнь эта общечеловеческая, и что если действительно разделять людей на особенных и обыкновенных, то спустя время все человечество погибнет, и что ад одного может обернуться адом для всех. Постепенно Раскольникову начинает открываться мир христианских ценностей, и открытие это происходит через любовь к Соне. Перед героем появляется возможность примирения с людьми и жизнью, возможность воскрешения его души. Заглавие романа показывает логичность связи совершения преступления и последующего за ним наказания. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Захарова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|