|
«На всех московских есть особый отпечаток» (Старая Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году в переломную для России эпоху. Уходил в прошлое век Екатерины, зарождался новый век с неясными чаяниями и надеждами на перемены к лучшему, со стремлением к свободе. Мастерство Грибоедова заключается в том, что он смог в группе двадцати лиц воссоздать облик прежней Москвы. Символом этой старой, барской Москвы с её крепостническим укладом жизни выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Апостольское имя «Павел» означает в переводе с греческого «малый», а это значит, что все его хлопоты обусловлены малым: выгодно выдать дочь замуж. . «Большое» высокие духовные запросы - его не интересуют. «Афанасьевич» - сын «бессмертного» - отчество указывает на то, что люди со стремлением к богатству и почестям всегда были и будут. Типичность героя, распространённость таких людей в древней столице, а также популярность в московском обществе отмечена в фамилии, которая в переводе с английского на русский означает «всем известный». Фамусов воспевает старую Москву и утверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток». В чём же состоит этот неповторимый колорит московских жителей? Во-первых, в том идеале, к которому стремятся московские баре. Это старо, как мир: богатство, знатность, почести. По-житейски умная служанка Лиза очень точно подмечает в разговоре со своей барышней Софьей, дочерью Фамусова: Как все московские, ваш батюшка таков: Желал бы зятя он с звездами, да с чинами, А при звездах не все богаты, между нами; Ну разумеется к тому б И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы… Здесь образцами для подражания являются два «Петровича» - два «камня» в основании устойчивой московской жизни.»Житьё похвальное» московского туза Кузьмы Петровича заключается в том, что Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат… Ещё один именитый покойник – дядя Фамусова Максим Петрович. Екатерининский вельможа прославился тем, что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». На приёме у Екатерины он оступился и упал, заслужив благосклонную улыбку императрицы. Чтобы доставить приятное высокой особе, «прыткий старичок» дважды падает нарочно, «отважно жертвуя затылком». Угодничество, чинопочитание, двойная рабская мораль – вот черты барской Москвы. Эти качества позволяют добиться «степеней известных», благодаря им дядя Фамусова достиг всего, к чему стремился: На золоте едал, сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Во-вторых, «особый московский отпечаток» москвичам придаёт их консервативность, приверженность ко всему старому и боязнь нового. В каком ужасе Павел Афанасьевич уши, когда Чацкий произносит «крамольные» речи. Александр Андреевич отстаивает право молодых на свободный выбор. Они не обязаны являться к покровителям только за тем, чтобы …помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднять платок. Молодёжь «века нынешнего» «не торопится вписаться в полк шутов», она стремится путешествовать, жить в деревне, читать, служить искусству. Замечательные реплики бросает напуганный Фамусов: «Он вольность хочет проповедать!»; «да он властей не признаёт!» Страх перед свободомыслием выливается у представителей «века минувшего» в ненависть к просвещению. Гости Фамусова с радостью подхватили сплетню о сумасшествии Чацкого, потому что не приемлют его инакомыслия. Главную причину сумасшествия колкого и язвительного молодого человека они видят в чтении книг. Ученье – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений, - заявляет Павел Афанасьевич, и с ним соглашаются все гости. В-третьих, старые москвичи не обременяют себя служебной деятельностью, любят «и награжденья брать, и весело пожить». «Подписано, так с плеч долой» - таков обычай Павла Афанасьевича, который подписывает бумаги, не читая, лишь заботясь о том, чтобы их не накапливалось много. В-четвёртых, здесь преклоняются перед всем иностранным . С негодованием рассказывает Чацкий о «французике из бордо», который со слезами собирался в варварскую Россию. Приехал в Москву и не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица». Но «особый отпечаток» «на всех московских» не только в барском и крепостном укладе жизни, в чинопочитании, в боязни всего нового, в неприятии просвещения и перемен. Эпитет «старая» в определении Москвы что-то далёкое и забытое, утраченное навсегда и потому милое. Здесь, в отличие от чопорного и церемонного Петербурга, ощущается аромат старины с её хлебосольством и гостеприимством. Воспевая перед Скалозубом Москву, Фамусов отмечает: Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством. Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль: Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнёхонько, про всех готов обед. Мастерство Грибоедова проявилось в том, что он сумел воссоздать неповторимый колорит прежней Москвы: московский быт и распорядок жизни. Яркая и образная характеристика дворянского быта увековечена в словосочетании «грибоедовская Москва». Затем будет пушкинская, лермонтовская. булгаковская Москва… Но Грибоедов был первым, кто приступил к этой теме. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|