|
Почему в комедии так много внесценических персонажей? По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (ЕГЭ по литературе)Комедия «Горе от ума» была написана А. С. Грибоедовым в 1824 году. Автор отразил в своем произведении основной общественно-исторический конфликт эпохи — противоборство дворян-крепостников и свободолюбивой дворянской молодежи. Грибоедов представляет этот конфликт, показывая борьбу двух лагерей — Фамусовского общества и Чацкого с его единомышленниками, — «века минувшего» и «века нынешнего». Важным композиционным средством воплощения идеи комедии является система персонажей. Кроме большого количества действующих лиц в комедии также присутствует большое количество внесценических персонажей, которые не участвуют в действии непосредственно, и чьи образы создаются с помощью диалогов основных героев. Они и связанные с ними вставные эпизоды играют особую роль в композиции пьесы. Известный исследователь творчества А. С. Грибоедова Н. К. Пиксанов писал «Некоторые из этих образов разработаны великолепно и своей значительностью превышают иных действующих». Внесценических персонажей комедии можно условно разделить на несколько групп: «фамусовых» — представителей «века минувшего»; «чацких» — единомышленников Чацкого, «репетиловых» — друзей и сообщников Репетилова; крепостных; иностранцев и реальных исторических лиц. Все они играют важную роль в раскрытии проблемы пьесы, расширяют пространственные и временные рамки произведения. «Фамусовы» как внесценические герои помогают раскрыть сущность фамусовского общества, взглядов и установок его представителей. Всех их объединяют черты, такие как невежество, идеология крепостничества, чинопочитание, отрицание либеральных взглядов и преклонение перед иностранцами. Они обличаются в репликах Фамусова, Чацкого и Молчалина. Фамусов, как главный представитель «века минувшего» в комедии, в своих монологах упоминает персонажей, воплощающих его идеалы. Об одном из них, Максиме Петровиче, дяде Фамусова, чей образ воплощает низкопоклонство и раболепие, он говорит, описывая как тот упал, когда «прислуживался»: «Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлён». Чацкий же осуждает идеологию фамусовского общества, а соответственно и поддерживающих её внесценических героев. Таким образом, Грибоедов раскрывает сущность представителей «века минувшего» и самого общества, к которому они относятся, не только с помощью диалогов между основными героями, но и с помощью обличения ими других членов фамусовского общества. Ещё одна группа внесценических персонажей, «репетиловы», — это лжесоюзники Чацкого, псевдолибералы, ограничивающиеся лишь «шумом», пародия на вольнолюбивую молодёжь. К ним относятся друзья Репетилова, члены «секретнейшего союза»: князь Григорий, Воркулов Евдоким, Левон и Боренька и другие. Но настоящими союзниками героя и представителями «века нынешнего» являются «чацкие», в пьесе противопоставленные «фамусовым». Также к приверженцам либеральных идей относятся и «молодые люди» от лица которых говорит Чацкий: «Теперь пускай один из нас, из молодых людей найдётся…». Данные персонажи помогают раскрыть идеологию Чацкого, но их в комедии не так много — тем самым автор показывает, что Чацкий практически в одиночку борется против дворян-крепостников, и эта борьба заканчивается неудачно: герой остается одинок и гоним, его считают сумасшедшим. Одну из проблем пьесы, а именно проблему крепостного права, Грибоедов раскрывает, показывая положение крепостных в обществе и отношение к ним дворян. К крепостным относятся такие внесценические персонажи, как слуги «Нестора негодяев знатных»; артисты крепостного балета, которые были «распроданы поодиночке»; человек, который на балу, «в одной из комнат посекретней», был спрятан и «щелкал соловьём»; артисты крепостного театра, «двое арапченков» и другие. Образ крепостного представлен автором как образ талантливого, но беспомощного и беззащитного, преданного и полностью подчиняющегося своим хозяевам человека. Особую роль в раскрытии сущности фамусовского общества играют иностранцы, в отношении к которым представителями этого общества проявляется низкопоклонство. Иностранцев часто обличает в своих монологах Чацкий, возмущенный таким отношением к ним дворян. Так автор показывает обесценивание русской национальной культуры дворянами. Также в комедии упоминаются и реальные исторические лица, так же помогающие раскрыть идею произведения: Екатерина Первая, «фрейлина», якобы тётушка Софьи; Екатерина Вторая, при дворе которой служил Максим Петрович; «Бейрон» — Байрон; прусский король, который «дивился не путём московским… девицам», и другие. Итак, внесценические персонажи комедии «Горе от ума» играют особую художественную роль — являются важным композиционным средством раскрытия проблематики, всего идейного содержания произведения. Они дополняют сатирическую картину нравов московского и петербургского дворянства; отношение других персонажей к ним — средство характеристики главных и второстепенных действующих лиц. Также внесценические персонажи и связанные с ними вставные эпизоды позволяют автору раздвинуть сценическое пространство и время комедии, преодолеть узкие рамки единства места и времени — расширяют рамки идейного конфликта комедии. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|