Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Философская лирика в творчестве Тютчева (ЕГЭ по литературе)

Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт, тонко выразивший в своем творчестве философское понимание духовной жизни человека и жизни природы.

Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «не то, что мните вы, природа». В нем заостряется внимание на том, что большинство людей относится к природе поверхностно, воспринимая ее как «слепок» и «бездушный лик». Они не видят ее красоты и самоценности мира, они не способны воспринять ее души, потому что сами по себе пусты и холодны («Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах»). Вместе с этим лирический герой сочувствует тем, кто не способен преодолеть эту косность восприятия мира («Не их вина: пойми, коль может, органа жизнь глухонемой!»).

Стихотворение «Silentium» можно считать одной из вершин творчества Тютчева.

В трех строфах создается образ души, обреченной на одиночество и непонимание. В ней целый мир, волшебное богатство («таинственно-волшебные думы», «чувства и мечты», «глубина», «ключи»). Этак истинная жизнь, но она столь хрупка, что к ней нельзя допускать «другого». Лирический герой готов принять абсолютное одиночество, «жить в себе самом», чтобы сохранить это чудо. Внутренний мир человека понятен лишь ему самому и никогда не сможет быть до конца увиденным другими («Поймет ли он, чем ты живешь?»). Поэт подчеркивает, что никакими словами нельзя передать весь спектр чувств и эмоций, грез и мечтаний, наш язык беден для этого («Мысль изреченная есть ложь»).

Тема слова поднимается и в стихотворении «Нам не дано предугадать …», однако в совершенно ином ключе. В первые две строчки вложен огромный смысл. Автор говорит о могуществе и силе человеческого языка. При этом Тютчев убежден, что человек не в состоянии оценить этот дар, он не умеет управлять словом и не может предсказать его последствия. Им можно как ранить, так и принести «благодать», и поэт видит высший промысел в умении владеть языком.

Таким образом, в поэзии Тютчева поднимаются глубочайшие философские вопросы, что дало основание современникам называть ее «мыслящей»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.