|
Что даёт основание рассматривать пьесу «Горе от ума» А. С. Грибоедова как трагикомедию? (ЕГЭ по литературе)А. С. Грибоедов в своей пьесе изображает борьбу двух лагерей — «века нынешнего» и «века минувшего». Традиционно произведение относят к жанру сатирической комедии — автор «Горе от ума» на протяжении всей пьесы высмеивает фамусовское общество. Однако драматург изображает героев со всеми их пороками и общество в целом настолько нелепыми, что заставляет читателя не только смеяться, но и с горечью, печалью осознавать их уродливость. Главный герой одинок в трудной борьбе с целым обществом — это, а также неразделенная любовь, заставляют его страдать. Драматичен финал — все герои остаются несчастны. В этом проявляются трагические элементы пьесы, которые совмещены с комедийными в произведении — это даёт основание рассматривать «Горе от ума» как трагикомедию. Автор показывает, как она очарована Молчалиным, но не замечает его уродливой сущности, лжи и притворства. С одной стороны, такая наивность героини смешна, автор использует прием сатиры — показывая читателю уродливость Молчалина и следующую за ней доверчивую, слепую влюбленность Софьи. Но при этом положение, в котором она оказалась, вызывает жалость к героине. Таким образом, Грибоедов в данном эпизоде скрывает трагизм отношений Софьи с Молчалиным за комическими, смешными деталями. Ещё одна, не менее важная черта трагического в пьесе — не закончившаяся победой, вопреки канонам классицизма, борьба Чацкого со злонравием, а также его одиночество. Два конфликта пьесы — между Чацким и Софьей, а также между ним и «веком минувшим», вызывают у него сильные переживания, или, как писал Гончаров, «мильон терзаний». Он дерзко высмеивает пороки общества, чтобы указать всем вокруг на них. Чацкий, приехав спустя три года странствий, не понимает, что произошло с Софьей — нравы фамусовского общества подавили все положительное в героине. Это заставляет его страдать. Борьба, которая возникает у него с окружающими, происходит лишь из-за того, что герой пытается изменить сложившуюся ситуацию, заставить возлюбленную перестать «дремать в неведеньи счастливом» и осознать злонравие, царящее вокруг. Но донести до представителей «века минувшего», а в том числе и до Софьи истинные ценности жизни, нравственные и моральные понятия у него не получается — все признают Чацкого сумасшедшим. Грибоедов изображает и его внутреннюю силу, и ум, и здравомыслие, которые помогают ему в этой борьбе, но у главного героя нет союзников. Его судьба трагична, он остается гонимым всеми окружающими его людьми и возлюбленной. Таким образом, описанная автором борьба Чацкого — один из основополагающих трагических элементов «Горе от ума». Наконец, развязка «Горе от ума», как и типичное завершение действия в трагедии, характеризуется тем, что практически все герои остаются несчастны. Софья узнает об измене Молчалина и осознает его корыстную сущность, лживость и лицемерие. Фамусов обижен поведением дочери — она встречалась с человеком в «небольших чинах», а не с богатым и уважаемым мужчиной, как полагает девушкам из данного общества, а также зол на своего секретаря — Молчалина. Даже Молчалин оказывается в неудачном положении — он больше не может быть с Софьей ради осуществления своих корыстных целей. Но добродетель не побеждает злонравие, как в типичных для того времени комедиях — единственный положительный герой пьесы, Чацкий, вынужден покинуть Москву, будучи отвергнут возлюбленной и целым обществом. Так, явно прослеживается драматический финал «Горе от ума», который, как и другие трагические элементы, позволяет считать пьесу трагикомедией. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|