|
Какова рол образа Кулигина в пьесе? По драме А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)Драма «Гроза» была написана А. Н. Островским в 1859 году, накануне крестьянской реформы. Персонажей драмы Н. А. Добролюбов разделил на «самодуров» и «забитых личностей», то есть на тех, кто основывает «тёмное царство» и тех, кто является его жертвами. Некоторые герои безвольны и подавлены ими, некоторые приспособились к такому укладу жизни, и только двое персонажей, Катерина и Кулигин, протестуют против самодурства и Домостроя. Так, Кулигин является одним из второстепенных героев «Грозы». Он осуждает поведение деспотов-самодуров, при этом Кулигин, в отличие от Катерины не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством», но его образ играет не менее важную роль в пьесе. Кулигин — это первое действующее лицо, с которым знакомится читатель, и именно этот герой вытаскивает Катерину из Волги в финале. Его образ имеет особое значение в раскрытии идейного содержания произведения и развитии сюжета. Давая характеристику образу Кулигина, важно сказать, что он отличается от всех жителей Калинова. Никто из них не был так мудр, рассудителен. Его речь вежлива и спокойна, и, как обращаясь к деспоту Дикому, так и разговаривая с другими жителями города, он часто употребляет слово «сударь» — Кулигин хорошо воспитан. Он образован — часто в своей речи он обращается к стихотворениям, упоминает Державина, Ломоносова. Он любит природу и часто отмечает красоту пейзажа, окружающего Калинов. Но поведение жителей Калинова расстраивает героя. В своих монологах Кулигин обличает «жестокие нравы» города: «…В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…». Он замечает и осуждает жадность, жестокость, ограниченность, грубость и другие пороки деспотов-самодуров. Диалоги Кулигина с другими героями показывают их пороки в контрасте с его рассудительностью, мудростью, воспитанностью, широтой кругозора и богатым внутренним миром: в диалоге с Диким раскрывается необразованность и грубость самодура — он называет электричество «елестричеством», а Кулигина за употребление этого слова — «разбойником». Но Кулигин лишь наблюдает, осуждая, за происходящим в городе, не решаясь показать свой протест. Некоторые реплики героя показывают его нежелание идти против такого уклада жизни: «Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать!». У Кулигина нет той внутренней силы, смелости, решительности, составляющих образ Катерины, поэтому он не вступает в открытый конфликт с властными, жестокими самодурами. Становится понятно, что роль Кулигина в раскрытии идеи произведения заключается в том, что он занимает место героя-резонёра, обличая уродливость быта города Калинова и нравов его жителей. Однако Кулигин всё же выражает свое недовольство, но не через открытый протест, а через желание помочь. Его образ характеризуется добротой и милосердием, щедростью и широтой души. Поэтому осознание героем произвола, безнравственности, царящих в Калинове, заставляет его постараться помочь «жертвам тёмного царства». Кулигин является «механиком-самоучкой», постоянно что-то изобретает и стремится собрать вечный двигатель, чтобы «получить миллион» и благоустроить Калинов на эти деньги. Герой видел, что надвигается гроза, и стремился построить громоотвод — прибор, заземляющий удары молнии. Можно предположить, что таким образом автор хотел передать внутреннее желание Кулигина спасти жителей Калинова от какого-то страшного, переломного момента, ведь гроза в пьесе олицетворяет смерть Катерины, а как природное явление и фон действия — происходит в момент кульминации, наивысшей точки напряженности. Также Кулигин нередко в пьесе пытается давать наставления другим героям, в том числе и Тихону перед смертью Катерины, осознавая страдания героини и поддерживая её: «Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить» — так жителям «тёмного царства» он старается помочь «выбраться из этой коры». Но мы видим — всё это напрасно: Дикой не дал построить Кулигину громоотвод, а Тихон так и не смог пойти против матери — гроза разразилась в Калинове, Катерина погибла. Так, образ Кулигина в развитии сюжета пьесы играет роль некого пророка, нравственного судьи, пытающегося донести до людей истину, предотвратить страшные последствия «грозы», помочь жителям города. Подводя итог, можно сказать, что образ Кулигина играет важную роль в пьесе «Гроза». Именно в его репликах выражается позиция самого Островского, а его протест в драме имеет не меньшее значение, чем протест Катерины. Осознание читателем, что такой талантливый, прогрессивного склада ума человек проживает жизнь, ничего не добившись и не принеся пользу обществу, усиливает и осознание губительного влияния патриархального уклада, Домостроя. Островский показывает, создавая образ Кулигина, что даже развитый духовно и умственно человек не сможет проявить себя и осуществить свои замыслы, если окружающие будут идти против него — так автор передал ценность прогресса, свободы и равноправия в обществе и необходимость перемен для России в то время. Обновлено: Опубликовал(а): Ульяна Огнева Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|