|
Ранняя лирика Анны Ахматовой (ЕГЭ по литературе)Ранние стихотворения Анны Ахматовой, написанные в дореволюционный период, посвящены теме любви. И если на первый взгляд они могут показаться простой «женской лирикой» с образами «боли», «тоски», «смерти», с преобладанием переживаний и страданий, то вчитавшись, мы можем уловить глубину человеческих отношений, которую и показывает Ахматова с помощью своего новаторского стиля письма. Знакомство с ранней лирикой поэта можно начать со стихотворения «Песня последней встречи». В ней прослеживается трагический разрыв отношений героев, в центре которого боль и мучения девушки. Лирическое стихотворение передаёт мысли и чувства героини, показывает её внутреннее состояние растерянности и подавленности, то, как она «беспомощно» путает «перчатку». Во второй строфе ей кажется, что перед ней «много ступеней», хотя «их только три». Эти психологические детали помогают читателям понять внутренний мир героини, указывают на её нежелание уходить от возлюбленного. Особенностью лирики Ахматовой является и лаконизм в раскрытии человеческих переживаний. Как правило, всё повествование происходит быстро: в начале — история разрыва героев, в кульминации же заложен момент расставания. И за счет описания тяжелого, удрученного состояния лирической героини, нам становится понятно, что было до этого, так мы узнает все историю влюбленных, попадая в некий мир «маленького романа» поэта. Важную роль играет прием пейзажа, используемый Ахматовой. Во-первых, это время года — осень, как символ разлуки, какой-то трагедии и печали. А во-вторых, это «шепот», который, как лирическая героиня, «обманут унылой переменчивой, злой судьбой». Тут даже присутствует мотив смерти, ведь девушка ему отвечает: «Умру с тобой!», ведь она не знает, как ей теперь жить дальше. И мы понимаем, что «это песня последней встречи». «Тёмный дом» её больше не ждёт, а «равнодушно-жёлтый огонь» указывает на холодное отношение к героине и ее страданиям, до которых ему нет дела. Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» тоже обращено к теме несчастной любви и сложных человеческих отношений. В основе лирического произведения лежит обыкновенная бытовая ссора между влюбленными и ее горькие последствия, за которыми мы и наблюдаем. Героиня «бледна» и взволнована. Она совершила ошибку, но тут же ее осознала. Мы видим, как она торопится все исправить: «сбежала, перил не касаясь», «задыхаясь». Она борется за свою любовь, искренне говорит: «уйдешь, я умру», ведь смысл её жизни заключается в любви. Лирический герой как всегда горд и равнодушен. Он остается беспристрастен и спокоен, говоря лишь: «Не стой на ветру». Таким образом, здесь тоже все длительные переживания спрессованы в одном кратком стихотворении. События развязываются в одном движении, жесте и взгляде. Ещё одно яркое лирическое стихотворение, настоящий любовный роман. Ахматовой о несчастной любви называется «Смятение». В первой части мы следим за началом отношений влюбленных. Но даже уже в это время мы понимаем, что трагизм в финале неминуем. Он заложен в этих строках: «Пусть камнем надгробным ляжет на жизни моей любовь». Чувства вызывают трепет в душе, ей становится с ним «душно». Во второй части героиня уже «не может взлететь» из-за причиненной ей боли, она плачет, перед ней «сливаются вещи и лица». Тут же прослеживается и её потерянность, полнота которой дополняется психологической деталью — «красным тюльпаном» мужчины. И вот уже в третьей части появляются и «бессонные ночи», и крик сердца, и ощущение того, что всё «напрасно», и на душе теперь становится «пусто и ясно». Стоит отметить, что повествование ведется на простом и доступном языке, у Ахматовой нет высокой лексики, она использует обиходный словарь. Так, например, слово «проклятый», адресованное возлюбленному. Наконец, прекрасным образцом ранней лирики Ахматовой служит стихотворение «Сердце бьется ровно, мерно…». Здесь длительные отношения зафиксированы во встрече и прогулке по городу, по замечательному Петербургу. Это место, где они были счастливы, где их «тени» остались «навсегда». Мы видим, и «Летний Сад», и «арку», и «Неву». Но вновь всё подводится к тому, что герои расстаются: «ты свободен, я свободна». И тут мы может только догадываться, что же послужило поводом для разлуки. Но по аналогии с другими композициями стихотворений этого периода возникает предположение о том, что лирический герой оказался надменным человеком, заставил девушку страдать и охладел к ней. Итак, познакомившись с ранней лирикой Анны Ахматовой, можно обратиться к словам Мандельштама, который отзывался о её творчестве, говоря, что она «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». Обновлено: Опубликовал(а): Annar Внимание! Спасибо за внимание.
|
|