Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Ю. Левитанский «Меж двух небес» (Анализ стихотворения, стиха)

Стихотворение Юрия Левитанского «Меж двух небес» написано в XX в., в эпоху расцвета модернизма в русской литературе. И, как и полагается, произведение унаследовало некоторые его черты: во-первых, отметим внешнее оформление стихотворения — с первого взгляда заметно членение некоторых стихов на две строки и их начало со строчной буквы — всё это несвойственно для бывших ранее литературных течений; во-вторых, в смысловой составляющей стихотворения видно искажение действительности многочисленными художественными образами и отрицание классических традиций в пользу настоящего времени, а в поэтической речи используется язык символа, что производит на читателя впечатление загадки и неопределённости и подталкивает его к их решению.

Произведение полно размышлений о скоротечности жизни и о её ценности для человека. Ю. Левитанский призывает читателя переосмыслить своё существование и стремиться прожить его ярко, постоянно насыщая свежим опытом и впечатлениями, иначе жизнь перестанет иметь значение перед лицом смерти: «Ну что ж, мой друг, двух жизней нам не жить, и есть восхода час и час захода». Всё это свидетельствует о принадлежности стихотворения к разряду философской лирики.

Образ лирического героя произведения неразрывно связан с эмоциональным состоянием самого автора, а потому лирическим героем стихотворения является сам Ю.

Левитанский, который, став зрелым и опытным человеком, осознал быстротечность жизни и теперь делится им с нами. Он чувствует, что его «закат» близок, и оставляет наставление читателю («но выбор есть»), которое мотивирует его к действию, к тому, чтобы и его жизнь была воспета. Жанровая специфика стихотворения сводится к посланию для потомков, что говорит о таящейся внутри поэта надежде на светлое будущее в их выдающихся делах.

Стихотворение состоит из четырёх строф — композиционных частей, написанных пятистопным ямбом с полукольцевой рифмовкой (первый и четвёртый стихи не рифмуются) каждая из которых характеризуется особой смысловой нагрузкой, образами, символами и системой изобразительно-выразительных средств. Так, в первой части Ю. Левитанский вводит нас в курс дела и поднимает вопрос старения человека («стремительно старея, живёшь на этом тесном пятачке»). Он говорит об однообразии человеческой жизни, постепенно подводя мысль к необходимости от него избавиться: «живёшь на этом тесном пятачке, в двух зеркалах бессчётно повторяясь и постепенно в них сходя на нет». Здесь нельзя не отметить образность поэтического языка — стихотворное вещание начинается с анафоры («меж двух небес (начала и конца), меж двух стихий (как в кресле брадобрея — меж двух зеркал») и сравнения («как в кресле брадобрея — меж двух зеркал»), однако самым значимым языковым средством в произведении является развёрнутая метафора — в кресле брадобрея вместо реальности мы будем находиться на протяжении всего стихотворения.

Во второй строфе поэт раскрывает суть символического образа зеркал, который он создал в первой части, и их содержимое, в этом ему помогают анафора и парцелляция: «Две слоя ртутной амальгамы. Вот тайна и разгадка этой драмы». Неслучайно именно на зеркалах акцентирует внимание автор — в славянской мифологии зеркало означает связь с потусторонним миром, и Ю. Левитанский в очередной раз напоминает нам о том, что всё сущее переплетено — начало с концом, а жизнь — со смертью. Поэт приводит в пример жизни известных деятелей — Горация и Катулла, Шекспира и Данте, которые когда-то так же, как и все, сидели в кресле брадобрея и «ушли», но «навек воскресли и в глубине зеркал остались жить» в своих гениальных трудах, предвосхитив дальнейший расцвет человечества.

Третья часть начинается с обращения лирического героя к читателю — говоря о том, что «приходит наше время», поэт выражает надежду на последующие поколения, у представителей которого есть возможность оставить такой же яркий след в истории человечества, как оставили Гораций, Катулл, Шекспир и Данте, и даже ярче, если эти поколения «побрить и освежить». Ю. Левитанский в очередной раз подчёркивает важность самовыражения людей в строках о мимолётности всего сущего: «и вдруг поймёшь — ты жизнь успел прожить, и, задохнувшись (годы пролетели), вдруг ощутишь, как твоего чела легко коснулись вещие крыла (синекдоха) благословенной пушкинской метели (имеется в виду метель из одноимённой повести А. Пушкина, которая кардинально изменила судьбу героев).

И в заключительной строфе поэт дружески напоминает читателю о том, что «двух жизней нам не жить», поэтому ему следует вовремя воспользоваться дарованной свыше «дивной свободой» (эпитет) и самостоятельно предопределить свою судьбу (« в том выборе, где голову сложить»), оставив после себя богатое наследие для потомков.

Таким образом, в стихотворении «Меж двух зеркал» Ю. Левитанский пытается донести до нас важнейшую мысль — второго шанса на жизнь не будет, а следовательно — лучшее время развиваться и создавать великие вещи именно сейчас, ведь человек не может знать, когда окажется на другой стороне зеркала, но он всегда может выбрать — обретёт он там бессмертие в своих прижизненных трудах или бесследно исчезнет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском