|
Философское и историческое начало в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)Так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте «Фауст» Есть книги и Книги. Одни забываешь очень скоро: они не затрагивают твоей души, не делают открытий, о них не хочется говорить и спорить. К другим же, напротив, хочется обращаться вновь и вновь, чтобы ещё раз пережить вместе с героями их радости и горести. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый находит что-то свое. В нём органически переплетается философское и историческое начала. В романе мы знакомимся с главами, знакомящими нас с событиями глубокой древности. В них автор показывает взаимоотношения Понтия Пилата и Иешуа. При первом появлении Пилата мы видим, что этот человек обладает огромной властью, он справедлив, но жесток. Он предстает перед нами «в белом плаще с кровавым подбоем». Белый цвет олицетворяет правосудие, справедливость, а кровавый — преступление. Когда приводят Иешуа, дистанция между ним и Пилатом велика. Это от того, что у Иешуа связаны руки. Он пытается сократить расстояние, называя прокуратора «добрый человек». Но Понтий Пилат не понял его. Он изменился, едва услышав слово «истина». Но всё-таки расстояние между ними велико. Прокуратор отдает приказ: «Развяжите ему руки!». И этот приказ стирает все преграды. Теперь перед нами два равных человека. У Пилата перестала болеть голова после слов Иешуа о том, что «истина прежде всего в том, что у тебя болит голова». После этого разговор стал спокойным, прокуратор больше не кричал, раздражение прошло. Понтий Пилат не хотел казнить странствующего философа, потому что понял: он не бог и не может вершить судьбы людей. А ведь до встречи с Иешуа он считал себя выше бога. Теперь же прокуратору стал ненавистен город, своя должность и народ, избравший его на эту должность. Он хотел оставить Иешуа в живых для того, чтобы беседовать с ним, потому что в разговоре рождается истина. Но желание власти и денег побеждает. Понтий Пилат подписывает смертный приговор своему визави. Позже он осознает, что совершил, и хочет загладить свою вину, отдавая приказ о том, чтобы Иешуа похоронили по-человечески. Тем не менее Пилат был наказан:«около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница». Это наказание за трусость — самый тяжкий порок, за то, что он внутренне истину принял, но жить в соответствии с ней не смог. Даже когда Пилат понял, что Иешуа говорит правду, он не хотел верить и принимать её, и оттого «вдруг закричал Пилат страшным голосом». Ершалаимские главы органично переплетаются с московскими. Автор построил так роман, чтобы сравнить жизненные принципы людей, живших 2000 лет назад, и современников. Из мастерского переплетения глав видно, насколько они измельчали. Москвичи уже намертво забыли о чести, бескорыстии, доброте. В московских главах слово «истина» не произносится. Даже литераторы, которые собираются в ресторане «Грибоедов», думают только о том, как бы удовлетворить свои животные потребности. У них мелочные интересы, и слово «истина» для них пустой звук. Зависть, жадность, чревоугодие, гордыня — вот качества, присущие большинству москвичей. Они измельчали. Это М. Булгаков показывает посредством квартирных склок, мелких ссор, ничтожных страстей. Автор наказывает людей за их низменные страсти, и всякий раз, когда их реально наказать нельзя, появляется Воланд со своей свитой и совершает фантастическое возмездие. Именно на это свойство нечистой силы указывают слов Гете. Несколько «простеньких фокусов» на сеансе черной магии: дамский магазин, оторванная голова Бенгальского, эпизод с червонцами — всё это показывает, как духовно обеднели люди за 2000 лет. Воланд говорит: «Ну что же,.. они — люди как люди. Любят деньги… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их». У Булгакова дом — это что-то неделимое, самое главное в жизни. Если существует дом, то, значит, в семье покой, благополучие. А уж если дом растащили на квартиры, то разрухи не миновать. Поселяется суета сует. Покой уходит навсегда. И это больше всего огорчает, настораживает, заставляет задуматься. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — поистине великое произведение. Оно произвело на меня большое впечатление. Я много размышляла о мире и о человеке в этом мире, о добре и зле, о совести, чести, о вере; задумалась, почему измельчал человек? кто в этом виноват? Решила я, что человек во всем виноват сам. Причину искать надо только в себе. Меня порадовало, что в романе справедливость восторжествовала. Это лишний раз убедило меня во всепобеждающей силе добра. Обновлено: Опубликовал(а): Любовь Сартакова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|