|
Пороки в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михаил)"Порок безобразит самое прекрасное лицо", — говорил греческий ученый Иоанн Стобей. Нельзя не согласиться с этим высказыванием, ведь человеческие пороки - один из вечных вопросов в мировой литературе. Проблема пороков волновала и М. А. Булгакова, потому в своем романе "Мастер и Маргарита" он, посредством метафор, обличает их. Так какие же именно пороки и как высмеивает автор? Один из страшнейших пороков человечества, на которых автор обращает внимание — алчность. Булгаков описывает Москву как город грехов, в котором каждый человек погряз в своих злодеяниях. Жители жадны, деньги и материальные ценности они превозносят выше всех благ. Это становится понятно из сцены в Варьете, когда Воланд и его свита дают сеанс разоблачения магии. Волшебные червонцы, сыпящиеся с потолка, магическое закулисье, на выходе из которого дамы получали новы заграничные наряды, ничуть не удивляли москвичей. Наоборот, желая получить как можно больше, они словно сходили с ума, теряли свой человеческий облик, превращались в животных. Алчность, жадность, стремление "набить карман" управляют зрителями Варьете. "Ну что же, люди как люди", — подводит итог Воланд. Писатель устами своего героя ставит жителям Москвы своеобразны диагноз: нет людей плохих, как нет и хороших, все люди по природе своей грешны и склонны к искушению. Однако автор осуждает эту человеческую порочность, утверждает, что мир, в котором каждый человек живет исключительно ради своей выгоды, ради своего блага, обречен. В романе писатель обличает блуд на примере Аркадия Аполлоновича Семплеяровя — посетителя Варьете, так страстно желавшего разоблачения магии, который в итоге оказался разоблачен сам и выставлен посмешищем в глазах собственной жены и многочисленной публики. Так же и другой герой романа придается греху — Николай Иванович, увидевший служанку Маргариты Наташу и потерявший голову от красоты девушки. Блуд в понимании автора выставляет человека посмешищем, превращая в безвольного "борова", как это произошло с Николаем Ивановичем. Булгаков так же не обходит стороной и такой порок, как трусость. Иллюстируя Понтия Пилата, автор обличает малодушие как грех, который в конечном счете может свести человека с ума. Пилат, наделенный властью, оказался слишком труслив для того, чтобы признать правду Иешуа Га-Ноцри — героя, олицетворяющего свет и истину. "Трусость — самый страшный человеческий порок", — признает Пилат. Однако даже признав эту истина, он беспомощен перед правдой, он не может спасти человека, который способен разрушить его власть, его авторитет, пусть этот человек и прав. Понтий Пилат так же является олицетворением предательства в романе. Он пытается заставить Иешуа соврать, но когда осознает, что власти Иеуша противопоставляет царство истины и справедливости, что любая власть в глазах Иешуа — не больше чем собрание лжи и обмана, становится предателем. Власть и совесть не совместимы — такой итог подводит автор. В финале произведения мы наблюдаем наступление "судного дня": Воланд, покидая Москву, обрушивает на город страшный ливень, подобный тому, что захлестнул порочный древний Ершалаим. Так Булгаков показывает, что мир, погрязший во зле и разврате, обречён, и лишь через наказание люди могут придти к искуплению, очищению от пороков. Таким образом, можно сделать вывод, что пороки, изображаемые автором в романе "Мастер и Маргарита" — наихудшие пороки, которые, увы, всегда есть и будут в человеческом обществе. Обновлено: Опубликовал(а): Саша Ланина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|