|
Понятия о добре и зле в «Мастере и Маргарите» (Булгаков Михаил)Одним из величайших произведений М. Булгакова является роман «Мастер и Маргарита», написанный в 1940 году. Долгое время роман был недоступен широкому кругу читателей. В сокращенном варианте его впервые напечатали в середине шестидесятых годов ХХ века в журнале «Москва». Роман являет нам переплетение времен и миров, фантастического и реалистического, вечного и преходящего. Произведение охватывает большой круг тем и проблем, актуальных и по сей день. Среди них и извечная тема — тема добра и зла. Характерным представителем злых сил является Воланд. Его литературные двойники — Демон, Князь Тьмы, Мефистофель.
Воланд появляется в Москве на Патриарших прудах в знойный летний день. Какова же цель его визита? Он хочет узнать, как изменились люди со времен ершалаимских событий, провести своего рода эксперимент. Оказывается, «люди остались те же, но их испортил квартирный вопрос». По сути своей Воланд не однозначен. Он знает цену себялюбию; галантен, культурен, правдив, не разменивается на мелкое зло (этим занимается его свита). Воланд наказывает крупное зло. Ярко это показано в главе «Великий бал у Сатаны». Здесь страдают великие грешники: Фриза, убившая своего ребенка, госпожа Тофана, мучаются убийцы и моральные уроды. Все они страдают заслуженно. Мелкое зло наказывают по-мелкому: Степу Лиходеева отправляют в Ялту, валютчиков и взяточников — в тюрьму. Но Воланд совершает и добрые дела, что странно для представителя зла. Мастер и Маргарита с его помощью преодолевают трудности житейской суеты, навсегда уходят от неправедного суда. Они обретают покой в Вечности. Воланд помогает Бездомному вновь обрести разум. Представитель сил добра в романе — бедный странствующий философ Иешуа Га-Ноцри. «Я один в мире», — говорит он. Своё назначение он видит в том, чтобы странствуя, нести людям истину. Он знает ее, пытается проповедовать её, но остается непонятым. «Эти добрые люди ничему не научились и все перепутали, что я говорил», — искренне сожалеет Иешуа. Он всех называет «добрые люди», хотя они к нему вовсе не добры. Иешуа абсолютно уверен, что «наступит царство истины, где вообще не будет надобна никакая власть». На суде у прокуратора Иешуа избит, но не подавлен. Он постепенно сокращает «пропасть», разделяющую его, обвиняемого, и Понтия Пилата, прокуратора. Но Пилат между карьерой и истиной выбирает карьеру и дает согласие на казнь странствующего философа. В наказание за это он обречен сидеть на «лунной дороге» 2000 лет и ждать прощения, ждать Иешуа. Философ прощает прокуратора — это еще один поступок, свидетельствующий о великой силе добра, проповедуемого Иешуа.
На земле не всякий их выполняет, проповедь не всеми услышана. Иешуа понимает, что причина в непрояснённом сознании. «Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время», — печалится он. Путаница, действительно, длится бесконечно, но в ней-то и суждено человеку осуществлять свою добрую волю и делать выбор между добром и злом, о чем рассказал в своём романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. Я надеюсь, что после прочтения этой книги, люди в нашем жестоком мире задумаются о своих поступках и станут хоть чуточку отзывчивее и добрее. Обновлено: Опубликовал(а): Любовь Сартакова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|