Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство? (ЕГЭ по литературе)

Многие литературоведы, изучая творчество Н. А. Некрасова, называют «Кому на Руси жить хорошо» поэмой-эпопеей. Произведение Некрасова действительно имеет черты, характерные данному жанру: стихотворная форма и лирические отступления свойственны поэме, а изображение с максимальной степенью полноты целой эпохи в жизни народа (период после крестьянской реформы) — эпопее.

В «Кому на Руси жить хорошо» переплетаются разные судьбы, каждая из которых по-своему трагична. Объединяет истории жизней конкретных людей образ дороги, по которой идут странники. Эта дорога — символ исторического пути от рабства к свободе. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет Некрасов в одном из своих стихотворений. Большинство крестьян по-прежнему ощущали себя подчиненными своих помещиков и, будучи свободными людьми, повиновались им. Почему же автор осуждает не только властных помещиков, но и добровольно раболепствующих крестьян?

Во-первых, писатель иронично описывает Ипата, крестьянина, радующегося своей роли холопа. Когда родственники князя Утятина попросили крестьян изобразить прежнее повиновение барину, Ипат был счастлив снова подчиниться князю. Он считает Утятина добрым и заботливым, ведь тот спас его от смерти (на которую сам его и обрек). Ирония прослеживается в слепой любви крестьянина к властному барину: жестокие поступки второго воспринимаются первым как благодеяния. И с помощью этой насмешки Некрасов выражает свое неодобрение такого поведения. Крестьяне должны бороться за свою независимость, а не возвращаться к тому образу жизни, который они вели до реформы.

Во-вторых, в той же части «Последыш», возникает рабский образ ещё одного мужика — Клима. Он играет роль старосты вместо настоящего бургомистра Власа, когда приезжает князь Утятин, и выполняет все барские приказания. Влас в глубине души осуждает «спектакль» повиновения князю, и поэтому отдает свою роль другому. Клим же, как и остальные крестьяне, идет на поводу у родственников князя, с легкостью раболепствует перед помещиком. После смерти Утятина он говорит, что даже за деньги не стал бы угождать князю, если бы знал, что он смеется над крестьянской долей. Но Влас осекает его, сказав, что все они не так давно терпели унижения не за деньги, а из-за безысходности. Таким образом, Некрасов осуждает даже притворное преклонение перед помещиком. По мнению автора, необходимо бороться за свою свободу, а не создавать иллюзию «старого мира».

В-третьих, рабской натурой изображен и Яков Верный. Холоп жил у жестокого помещика и беспрекословно выполнял все его капризы и поручения, он был верен ему, несмотря ни на что. Одна была слабость у Якова — любовь к племяннику. Однажды барину понравилась невеста его племянника, и он отправил того на рекрутскую службу из-за ревности. Яков горевал, однако все-таки вернулся к помещику. Но обида за племянника не исчезла и его души, поэтому Яков повесился на глазах у хозяина — такова была его месть. Крестьянин, покончив жизнь самоубийством, выразил свой протест против барского произвола. Яков — не слепо подчиняющийся помещику холоп, у него есть чувство собственного достоинства (он готов прислуживать хозяину, но только до тех пор, пока тот не отнимает у него семью). С помощью образа Якова Некрасов говорит о необходимости протеста, решительных действий для будущего счастья всего народа.

В заключение хочется сказать, что время пореформенной России было тяжелым и для помещиков, привыкших к роли начальника, и для крестьян, не знающих, как жить без барских указаний: «Порвалась цепь великая, порвалась — расскочилася одним концом по барину, другим по мужику». Обе стороны страдали по-своему, однако Некрасов видел светлое будущее народа после отмены крепостного права. Народ, освободившийся от гнета помещиков, должен перестать жить прошлым и начать бороться за свою справедливость и независимость.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.