Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Как авторская позиция отражается на финале драмы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)

А. Н. Островский считается одним из основоположников национального театра, поскольку именно в его пьесах выразились новаторские черты, впоследствии ставшие традиционными. Ориентация на народного зрителя, режиссерская работа, равенство ролей делают его пьесы особенными. Драма «Гроза» — одна из известнейших во всем мире, отражает широкий спектр остросоциальных проблем. Основная идея произведения проходит через весь текст, но особо ярко выражается в финале пьесы.

Система образов в произведении делится на две части: «тёмное царство» и их жертвы.

Именно на противоборстве этих сил строится основной конфликт пьесы: конфликт общества и цельной личности, нравственности и жестокости. Представителями «тёмного царства» являются Марфа Игнатьевна и Дикой. Они «домашних едят поедом да семью тиранят», требуют жить по Домострою. Постоянное повиновение старшим, строгая иерархия в семье делают жизнь других героев невыносимой. В противовес им в драме действует Катерина — одна из жертв старшего поколения, свободолюбивая девушка, обладающая богатым внутренним миром и нравственными ориентирами. Она преступает через моральные нормы, встречаясь с Борисом, к которому испытывает настоящие чувства, «за спиной» у нелюбимого мужа. Из-за своего поступка и давления общества героиня чувствует муки совести, считает себя виновной перед Богом.

Кабаниха и Дикой оказали пагубное влияние на судьбы почти всех героев. Варвара, которая была искренним ребёнком, стала олицетворять основной принцип выживания в подобном обществе — ложь. «И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало», — под постоянным контролем своей матери девушке пришлось сойти с нравственного пути. Тихон, сын Марфы Кабановой, тоже пострадал от деятельности тиранов: воспитывавшийся в строгости матери и приученный к её главенству, он несамостоятелен и внутренне слаб. Его поведение с женой регулируется матерью, что видно из реплики героя про то, что он побил Катерину, потому что «маменька приказала», а сам герой пытается найти спасение в злоупотреблении алкоголем. На Катерину Кабаниха оказывала самое большое давление, поскольку чувствовала в ней порывы, не укладывающиеся в привычный строй их жизни, не поддающиеся контролю. Жизнь девушки была словно неполной, ненастоящей, превращенной в кошмар.

В финале пьесы конфликт находит свое разрешение, но каким путем? Варвара не выдерживает жизни под покровительством «темного царства» и сбегает вместе с возлюбленным. Катерина, не способная жить в нелюбви, но и не имеющая возможности следовать своим чувствам, кончает жизнь самоубийством. Её смерть — закономерная участь «луча солнца», подавленного «тёмным царством. Тихон, видя мертвое тело своей супруги, решается на единственный в жизни бунт, обвиняя мать в смерти Катерины. Так выражается авторское видение безвыходности ситуации, когда в обществе царит самодурство и властвуют деньги, а истинные чувства и нравственные категории обесцениваются.

Таким образом, в финале драмы мы видим единственный возможный путь разрешения изображённого конфликта. А. Н. Островский считает, что подобное «тёмное царство» губительно для цельной, глубокой личности, честный и добрый человек не может выжить в таких условиях, как и не может быть в пространстве «тьмы» истинной любви и счастливой семейной жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.