|
Как авторская позиция проявляется в финале драмы А. Н. Островского «Гроза»? (ЕГЭ по литературе)Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Свою пьесу А. Н. Островский посвятил проблеме, связанной с переломом в общественной жизни. Автор поставил перед собой задачу обличения экономической и духовной тирании так называемого «тёмного царства». В пьесе писатель выражает свою позицию, которая наиболее полно проявляется в финале произведения. Своё отношение автор смог выразить с помощью символики, а также через речь некоторых героев. Символичны имена персонажей, при помощи которых автор раскрывает их внутренний мир. Так, Дикой — это дикий человек, Кудряш — кудрявый добрый молодец, Тихон — тихий, Кулигин — похожий на механика Кулибина. Важны и женские имена. Катерина в переводе с греческого означает «чистая». Действительно, на протяжении всей пьесы она мучается, не может утаить своего «греха», ищет очищение. Противопоставляемая ей Варвара — «дикарка», «варварка», наоборот, живёт, не задумываясь о своих ошибках. Образ грозы также приобретает символический характер. С одной стороны, гроза понимается в прямом смысле, как природное явление. Она начинается уже в первом действии и к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. С другой стороны, гроза — это ознаменование трагедии в пьесе. Она разражается во время признания Катерины мужу и свекрови в своём грехе. Гроза символизирует гнев Бога. Так думают все, кто не готов принять смерть и боится Божьего суда. Но не только через символы проявляется позиция Островского. Своё мнение он выражает и с помощью образов Катерины и механика-самоучки Кулигина. Так, Катерина, не сумев скрыть своей вины, совершает самоубийство. Этим она выражает протест против той жизни, против нравственных укладов, ненавистных ей. Смерть — единственный выход для героини, ведь она не может смириться с теми законами, которые навязывает ей общество. Такой трагической концовкой автор показывает, что изменения неизбежны, старые устои начинают рушиться под напором требований жизни. Писательская позиция выражается и в монологах Кулигина. В конце драмы, после гибели Катерины, механик произносит: «Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Это обвинение, как и смерть Катерины, показывает наметившийся сдвиг в общественном сознании, зарождающееся желание молодых людей жить по совести, а не по требованиям таких самодуров, как Кабаниха и Дикой. Таким образом, писатель ясно высказал своё мнение по отношению к старому жизненному укладу, показал, как в глубинах «тёмного царства» зарождается протест против вековых традиций. Финал драмы наиболее ярко демонстрирует это. Обновлено: Опубликовал(а): Марина Аношина Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|