|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XX века
Моё открытие Надежды Тэффи. Анализ рассказа «Валя» (Литература XX века)«Валя» (1926) — добрый и грустный рассказ Надежды Тэффи. Название произведения указывает на то, что главной героиней является Валя — трёхлетняя девочка. Повествование ведётся от лица мамы этой девочки, поэтому читатель видит ребёнка через восприятие взрослой женщины, которой «шёл двадцать первый год». В маленьком, на страничку, произведении сталкиваются два мира – мир взрослых и мир детей. Мир взрослых — это множество жизненных проблем, это «дурные дни, когда почтальон приносит злые письма и лампы горят тускло, и ветер стучит железом на крыше». В этом мире живёт мама, вот почему, возможно, она «была в то время какая-то испуганная, неровная, либо плакала, либо смеялась». А мир детей – это спокойствие, уравновешенность, уверенность в том, что всё делается правильно. А если что-то не так, то легко всё исправить. Вот почему девочка, которой шёл четвёртый год, «была строга». Она даже осуждает кухаркину Мотьку за то, что та вышла на балкон в одной юбке, а там гуси ходят. Жизнь взрослой героини наполнена сомнениями, связанными с воспитанием маленькой дочки, которую она очень любит, но не может встать на её позиции, понять, что ребёнок имеет право быть другим, чем взрослые. В них много противоположностей: одна нервная, а другая спокойная, одна давала шоколадки, а другая выторговывала их, одна — мягкая по отношению к людям, другая — строгая. Об этом мама говорит: «Мы не сходились характерами». И идеалы у них разные: мать ценит искусство, а дочка «красоту своего резинового слоненка» ставит выше Венеры. Мать чувствует себя не очень счастливой, в её жизни что-то не ладится. Это её внутреннее состояние, какая-то скрытая обида на мир сказывается и на отношениях с дочерью. Дочка же ощущает себя самодостаточной, потому что её пока никто не обижал. Поэтому она и к матери относится покровительственно. Особенности взаимоотношений героинь проявляются в истории с рождественским ангелом. «Грустное и заботное рождество», когда рассказчица плачет, освещается для неё радостью — среди игрушек обнаружился прекрасный ангел для украшения ёлки. Героиня «такого чуда никогда не видела». Но и тут проявляется её двойственность — взрослый человек понимает: «Может быть, бедно всё это и жалко, но ведь лучше-то ничего нет»… Мама попыталась повесить его повыше на елку, чтоб Валя не смогла дотянуться. Но девочка попросила игрушку, и мама дала ангела дочке. Но через некоторое время выяснилось, что Валя, спрятавшись за шкафом, съела ангела, так как «он был немножко сладкий». Остались только сломанные слюдяные крылышки. Это вызвало слёзы у мамы. Но важно, наверное, не это, а то, что девочка пожалела её, утешила, пообещав купить ей денег. Это, в понимании ребёнка, взрослых должно утешить, сделать счастливыми. А она хочет видеть свою маму счастливой! Столкнулись иллюзии и настоящие чувства: человека надо жалеть, когда он плачет… Ощущается тонкий психологизм, с каким нарисованы отношения матери и маленькой дочки. И несмотря на то что рассказчица недовольна Валей, она очень любит свою девочку. И слёзы матери приведут к гармонии их взаимоотношений, полному их взаимопониманию, хотя у них и разные характеры. Произведение пронизано добрым юмором. Рассказчица повествует о себе с иронической улыбкой, позволяющей открыть глубину чувств. Ирония проявляется, когда героиня осознаёт, что она в очередной раз ошиблась в оценке поведения маленького человечка. «Милая!» — говорит мама о дочке, поцеловавшей ангелочка. И сразу после этого умиления она испытывает разочарование, увидев Валю с вымазанными малиновыми щеками, на которых остался сладкий след от съеденного ангела. Буря противоречивых чувств героини-рассказчицы трудно поддаётся анализу, но общее впечатление от произведения положительное — мы верим в любовь матери и дочки. Неслучайно это событие происходит в Рождество. В рождественском рассказе даже грусть должна быть светлой и доброй. Обновлено: Опубликовал(а): 89216841665 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|