|
Многоликий Гобсек в изображении Бальзака (Литература XIX века)Образ ростовщика Гобсека во всей полноте представлен в одноимённой повести. В описании портрета героя уделяется внимание жёлтой бледности лица, прямым и всегда аккуратно причёсанным волосам, неподвижным и бесстрастным чертам лица, маленьким и жёлтым глазам, длинному носу с острым кончиком. Дервиль (единственный человек, с которым старик поддерживал отношения), говоря о Гобсеке, замечал, что это человек-автомат, которого каждое утро заводят. Все его действия выверены и размерены, во всех ситуациях он сохраняет сдержанность, холодность. Несмотря на огромные богатства, которым обладал Гобсек, жил он очень скромно. Дервиль, приходя к нему, задавал у себя в голове вопросы: «О чём думает это существо?», «Знает ли он, что есть в мире бог, чувства, женская любовь, счастье». То есть для всех окружающих Гобсек представлялся «закрытой книгой», которая не раскрывала секреты своей души. Кажется, что он никого не любит и ни в чём не испытывает нужды. Ему хорошо в своём одиночестве, наедине с собой и своими мыслями. Внешность старца, умудрённого опытом, совершенно контрастирует с его поступками. Отдавая деньги под проценты, он практически грабит людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Гобсек приходит к осознанию, что обладание богатством — прямой путь к власти над обществом и миром. В деньгах сосредоточены силы человечества. Однако невозможно назвать Гобсека с полной уверенностью отрицательным персонажем. В своей жизни Гобсек видел многое. Был и моряком, и торговцем, объехал мир. Его черствость, расчётливость, цинизм, холодность может объясняться не изначальной природой, а средой, в которой он находится. Чтобы выжить в обществе, необходимо быть сильнее этого общество, сильнее своих чувства. Необходимо отказаться от всего человеческого, чтобы пучина не поглотила тебя самого. Об этом говорит и сам Гобсек: «у меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам, — приходилось менять их…», «для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова». Каждый день своей жизни в этом обществе Гобсек видит аморальность, циничность, расчётливость, разврат, отвратительные человеческие характеры, предательства бездушной толпы. Поэтому ему, являясь частью это толпы, сложно быть другим. Герой повсюду видит лишь фальшь, разучился верить в искренние чувства. И он появится на пути общества как возмездие и укор совести. Возьмёт своей властью души опустившейся на дно толпы. Когда Дервиль просил Гобсека сжалиться над графиней де Ресто и её детьми, делами которых он занимался, ростовщик твёрдо заявил, что несчастье — лучший учитель. Необходимо знать цену деньгам. Таким образом, герой выступает не только как циничный ростовщик, но и как каратель, помогающий людям познать цену богатства, семьи, чувств. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Калмыкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|