Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Чевенгур» (Платонов А П)

Несколько слов о Платонове. Андрей Платонович Платонов жил при СССР и долгое время не понимался современниками как автор тех времен. Для многих его проза составляла какую-то внутреннюю иронию советского пространства, но сам автор говорил, что это у него удается случайно. Платонова не раз судили за его "неправильную" прозу. И тем не менее он вышел достойным классиком русской литературы 20 столетия.

Теперь же о самом произведении. Трудно сказать о чем конкретно эта книга. Она поднимает много метафизических, антропологических и мистических размышлений. Весь роман с ног до головы покрыт какой-то вязкой липкостью. При чтении возникает странное ощущение прогулки вдоль болотной местности с насекомыми, травянистым запахом и бурлящей жидкостью.

Надо понимать, что автор был скуп на цензуру описаний, поэтому представления о странной органичной жиже под ногами оставалось постоянным. Платонов сразу же закидывает читателя в свою утопию, где рыбак хотел испробовать смерть, а после возвращения рассказать, что же он там увидел. Для этого он опустился в болото и утонул. Рассказать что же по ту сторону ему не удалось, так что его сын остался также с этим вопросом до конца жизни. Вначале Платонов бросает в читателя образы тотальной бедности и крестьянского быта. Он погружает его персонажей в обреченность и одиночество. Весь роман будто и был завязан на поиске товарища, друга, соратника. Платонов по мере повествования затрагивает темы того, что есть и человек, общество, общее достижение человечества или его полная бесхозность и слабость. Будто весь роман герои пытаются доказать себе и друг другу, что они чего-то стоят, что они способны на великую цель, на бессмертие. Для этого они собираются в общину, изгоняют буржуазию и провозглашают коммунизм в вымышленном городе Чевенгур. Чевенгур был первым местом обоснования коммунизма с его бесклассовым устройством, хозяйством общин и народной самоорганизацией. Платонов показывал в "Чевенгуре" коммунизм в первую очередь не как экономическую утопию, политический или социально-бюрократический особый уклад, нет, Платонов показывал его как идеологию, как особое сознание общества и общую идею коммунизма. Автор указывал, что коммунизм в городке строится не на Марксистской концепции государства, а на живой народной идеологии.

В романе не уделялось время для объяснения процессов в обществе, экономических неурядиц или проблем политической перестройки. Растрактовка коммунизма шла лишь исключительно самосознание каждого человека. У каждого главного персонажа коммунизм воспринимался по-своему и строился также хаотично, каждый из персонажей путем нового строя пытался избежать действительности, в которой нищета и одиночество было не только своим спутником жизни, но и окружающей средой. У каждого персонажа была потеря близкого человека и нескончаемое чувство одиночества. Для создания коммунизма Чевенгурцы придумали всячески, даже незначительно, но сближаться друг с другом. Им казалось, что после того, как буржуазия уничтожилась или ушла, в городе сам по себе должен настать коммунизм, поскольку эксплуатация закончилась и все люди могут наконец не соперничать друг с другом, а наоборот помочь в достижении каких-то задач. В романе как бы выступает антитезой начало и уже обоснование Чевенгура. Автор после покажет это символикой, обозначит что же такое коммунизм и как он должен самоорганизоваться в самосознании человека. Из нищеты и голода люди побирались на улицах.

Может показаться иронией, но это скорее действительно искреннее отношения к народу и его принятию новой идеологии. Ведь народ, как узнал, что в Чевенгуре образовывается коммунизм, стал верить, что в нем не нужно будет умирать, голодать, даже работать: "Солнце само будет питать земли урожаем, если земли очистятся от буржуазии". С такими настроениями люди ожидали какого-то небесного, вознаграждающего щелчка, который должен был вот-вот произойти после долгожданного происшествия. На протяжении всего романа этот щелчок божественной целью всех главных героев и жителей Чевенгура. Правительство Чевенгура жаждало и веровало в этот щелчок с такой силой, что даже отврегала политические соображения в улучшение положения каких-то институтов или экономического подъема, если это могло косвенно навредить всеобщей обстановке в городке. Когда все же свершилось и коммунизм снизошел к людям, в деревню пришла девушка у которой после умер на руках ребенок. Все жители были в недоумении, что коммунизм не спас бедного ребенка. Как никак, но объяснить это смогли себе люди тем, что умирать начал он от буржуазии, а в коммунизме хотя бы несколько часов пожил, а то гляди, не пожил и часок.

К полному обустройству коммунизма в Чевенгуре, туда нагрянул отряд Казаков. Чевенгурцы не растерялись, и собравшись с силами, увидев буржуазийских неприятелей, понеслись в атаку для устранения врага. Многие главные герои были уничтожены, но народная мощь показала свою силу и отразила в конечном счете атаку Казачьих войск. После битвы и общего разгрома населения в городе, люди не охладели, не схватились идеей покинуть прежнюю общность. Конечный отрывок тому доказательство Так, Прошка, соседский мальчик пообещал привести своего приемного брата человеку за 1 рубль вначале романа. Он выполнил это. Без особого надрыва, но выполнил. В конце же Романа, Прошка, на просьбу найти Сашу Дванова, отказался от денег и поскакал искать его сразу же. Так автор снова показал, насколько в 1 очередь важна вера в идею, ведь "государство" было разрознено, а сознание осталось.

У Платонова выражается своя особая метафизика и взгляд на смерть, прогресс, технологии и даже любовь. Егор (Игорь) Летов неоднократно говорил, что с Платоновым его соединяет больше всего взгляд на вещи, нежели с другими писателями, лично для себя он рассматривал Платонова как более естественного и примитивистского писателя в плане искусства, что было свойственно и ему самому.

Что же такое коммунизм и какую идею преследовали жители Чевенгура на протяжении всего своего протеста буржуазией? На этот вопрос можно ответить так, что социализм пытался ограничить смерть людей, пересечь границы смерти и достигнуть всеобщего бессмертия путем помощи друг другу. Платонов в романе как бы пытался бороться с неминуемости гибели. В романе маленький Саша пытался жить рядом с могилкой отца и питаться травами, тем самым не оставаясь одиноким и как бы соприкасаясь с тем миром, иным, следующим. Также, когда Саша заболел, его отчим на тот момент смирился с тем, что его сын умрет от чахотки и приготовился разрывать могилу с костями каждые 10 лет для сближения с родственником, но Саша не умер. В минуты отчаяния Дванова почти забрала идея сближения с отцом в том же болоте, откуда и покинул это место его отец. И такие столкновения постоянно случались, были движимым источником для построения мира без смерти, боли, страха.

Произведение Андрея Платонова вошло в копилку русской литературы как юродивое и гениальное в то же время по своей природе, не совмещающее в себе все человеческие доподлинные принципы бывших устоев, совершенно нового взгляда на мир.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском