|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Анализ стихотворения «Ветхая избушка» 1 часть (Блок Александр)В 1906 году Блок написал стихотворение «Ветхая избушка». Начнём анализ стихотворения с названия, для этого обратимся к «Большому толковому словарю С. А. Кузнецова» за толкованиями слов ветхая и избушка, которые могут быть непонятны детям. Ветхий разрушающийся; пришедший в негодность от времени; обветшалый. Изба: деревянный, крестьянский дом. Уже в названии стихотворения мы видим, что поэт называет дом не избой, а применяет уменьшительно-ласкательную форму избушка. По названию мы понимаем, что в центре событий стихотворения будет что-то связанное с избушкой. Теперь обратимся к словарю ассоциаций и узнаем, какие ассоциации вызывает у людей слово избушка. В словаре ассоциаций представлено 124 ассоциации, приведём в пример некоторые из них: «лес, баба-яга, сказка, деревня, курица, дом, курьи ножки, дерево, деревянная, село, домик, бабушка, печка, Кощей, Иван-царевич, старушка, бревна, ведьма, река, кров, забор, баня, дверь, опушка, хижина, квакушка. Отметим, что ассоциации возникают самые разные, но большинство из них связано либо с персонажами сказок, либо с лесом и домом. Перейдём к анализу самого стихотворения. В первой строчке автор повторяет название произведения, вводя центральный образ произведения. Во второй строке он сообщает нам о том, что избушка стоит в снегу. В этой строке на первом месте стоит определительное местоимение вся, что наводит читателя на мысль, что в стихотворение время года зима, автор делает акцент на этом местоимение. В третьей строке появляется один из героев стихотворения бабушка-старушка, автор использует уменьшительно-ласкательную форму. Использование этой формы роднит автора с читателем, ребёнок может на место героини представить свою бабушку, от этого стихотворного образа веет спокойствием и добротой. И избушка ветхая и бабушка - старушка, автор подчёркивает возраст и избы, и бабушки, что наводит на мысль о том, что бабушка всю жизнь прожила в этой избе, они прошли вместе многое, а теперь состарились вместе. Всё это создаёт образ деревни, спокойного места, где некуда не нужно торопиться, где можно радоваться и предаваться веселью. В следующей строке мы узнаём, что бабушка смотрит из окна. Блок использует разговорную форму, глядит. Обратимся к «Большому толковому словарю С. А. Кузнецова» за толкованием этого слова. Глядит разг. Со вниманием смотреть на кого-либо или на что-либо; рассматривать. В пятой строке появляются ещё несколько героев, которых автор ласково называет шалунишками. Это внуки бабушки, которые очень подвижны, дети играют. Точное их количество поэт не сообщает. В шестой строке автор сообщает о том, что дети находятся по колено в снегу, что передаёт атмосферу зимы, ведь до этого мы узнали, что избушка вся в снегу. Автор рисует зиму, обильную снегом. В следующей строке автор на первое место ставит краткое прилагательное весел, а после него следует уменьшительно-ласкательная форма ребятишкам. Далее мы узнаем, что так веселило ребят. В восьмой строке автор рассказывает, что веселит их быстрых санок бег. Прилагательное стоит на первом месте, что подчеркивает характеристику санок, именно это так важно в санках детям. Заканчивается строка многоточием, автор делает паузу, чтобы читатель представил эту картину, раскрасневшихся детей, которые бегает по сугробам, и радуются зиме, наблюдают за спуском санок. Вся эта картина очень живая, радостная, поэт использует понятные для детей слова, которые просты, но так точно передают атмосферу. Следующая строка состоит из двух глаголов: бегают, смеются, которыми автор показывает не только подвижность всей картины, но и эмоциональное состояние детей, их веселье. В десятой строке поэт сообщает о ещё одном действие ребят, они лепят снежный дом, автор использует эпитет снежный, что противопоставляет дом избе. Называя избу, Блок использует уменьшительно-ласкательную форму, для снежного дома же автор использует эпитет, но не уменьшительно-ласкательную форму. Изба стоит в снегу, но при этом она тёплая, снежный дом же изначально холодный. Избушку поэт характеризует как ветхую, снежный же дом недолговечен, ведь со временем он растает. Ребята строят его не тихо, в следующих двух строчках Блок сообщает о том, что громко слышно их голоса, в одиннадцатой строке на первом месте стоит наречие звонко, которое образовано от прилагательного звонкий. Значение этого наречия может быть непонятно детям, за его толкованием обратимся к словарю. Звонкий громкий, отчётливо звучащий; звучный. В двенадцатой строке в конце поэт использует многоточие, как бы делая паузу для читателя, чтобы он проникся весельем детей во время постройки этого снежного дома. В тринадцатой и четырнадцатой строках Блок рассказывает о том, что ожидает мальчиков в снежном доме, он говорит, что будет резвая игра. За толкованием слова резвая обратимся к толковому словарю резвый означает подвижный, живой, весёлый, шаловливый. В четырнадцатой строке мастер слова использует многоточие, небольшую паузу перед тем, как продолжить свой рассказ. В пятнадцатой строке автор говорит читателю о том, что много играть в снегу опасно, здесь появляется и некий образ автор, до этого он просто был рассказчиком, теперь же он будто обращается к читателю, к детям пальчики застудят — предупреждает автор. Но до конца непонятно всё-таки это слова автора или же это бабушка переживает за внуков и зовёт их домой. Однако, остановимся на предположении, что эти слова также принадлежат автору, ведь поэт не уточняет кто же это сказал. В конце автор ставит тире, так как следующая строка является следствием этой. В следующей строке автор сообщает, что ребятам по домам пора, в конце он использует восклицательный знак, который выражает сильные чувства, призыв к действию. Тем самым он торопит детей расходиться. Обновлено: Опубликовал(а): MiKa2000 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|