Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «Незнакомка» (Блок Александр)

Стихотворение А.Блока «Незнакомка», написанное им в 1906 году, признают не только одним из лучших произведений поэта, но и русской лирики в целом. История создания его несколько драматична. В период написания стихотворения А.Блок переживал трагедию: у горячо любимой им жены завязался роман с Андреем Белым, с которым поэт был дружен. Эти события глубоко затронули душу А.Блока, и, не в силах вынести страданий, он топил своё горе в вине («Я знаю: истина в вине.» - заявляет он в «Незнакомке»). По воспоминаниям близких поэта, он каждый вечер проводил время в дешевых питейных заведениях, грязь и духота обстановки которых нашли свое отражение в стихотворении.

Принадлежит «Незнакомка» к периоду написания цикла «Страшный мир». Тогда ощущение тоски и отчаяния, отсутствие веры были ведущими в восприятии Блоком мира, и ярко отображались в его творчестве.

Бездуховная действительность «страшного мира» мучит поэта, вызывает в нем чувство тревоги и некоего отвращения. В «Незнакомке» ясно слышны эти мотивы, и в стихотворении происходит некое раздвоение, разделение мира душевного и действительного. Иначе говоря, происходит столкновение мечты и реальности.

Композиционно стихотворение делится на две части, и такое выделение не случайно. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль поэта и изобразить контраст противоположностей. Первая часть стихотворения отражает реалии окружающего мира, его низость и пошлость. Поэт указывает на окружающие его звуки («пьяные окрики», «детский плач» и «женский визг», «скрип уключин»), атмосферу («горячий воздух», «тлетворный дух», луна, которая «бессмысленно кривится»), людей («сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов»). Всё это вызывает отвращение и неприязнь, показывает грязь этих обывательских буден поэта. Резким контрастом перед читателем предстает вторая часть стихотворения, в которой всё чрезвычайно возвышенно и прекрасно. Образ Незнакомки таинственен, даже эфемерен. Лирический герой не может уверенно сказать, реальна ли Она, он считает, что Её появление может быть лишь сном – «Иль это только снится мне?», задаётся он вопросом. И даже некоторые будто бы реальные детали, подмеченные им («девичий стан, шелками схваченный», «в кольцах узкая рука», «темная вуаль»), лишь намечают образ Незнакомки, её силуэт, все еще сохраняя загадочность. Под «траурными перьями» ее шляпы, за темной вуалью не видно лица – только «очарованную даль». При появлении Незнакомки в кабаке нет места пошлости и духоте, стихает шум и крики, даже наступает некое умиротворение. Весь образ её словно овеян туманом, и поэт неоднократно указывает на это – «в туманном окне» движется её стан, она садится у окна, «дыша духами и туманами».

Итак, стихотворение построено на приеме контраста. Однако, выделить это противопоставление можно не только в содержании. Первая часть стихотворения имеет нарочито нестройное звучание, нагромождение звуков, в то время как во второй его части все гармонично: поэт использует звучные сонорные, оттеняя их напоминающими шуршание шелка шипящими, а также прибегает к использованию ассонанса.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.