|
Как авторская позиция проявляется в финале «Грозы»? (Островский А. Н.)Пьеса “Гроза” была написана А. Н. Островским в 1858 году. Финал этого произведения является его кульминационным моментом. Именно в последнем действии Островский выражает свою позицию. В чём же она заключается? Обратимся к сюжету. В финале Катерина совершает самоубийство, бросившись в воды Волги. Она сделала это после прощания со своим возлюбленным. Находит девушку Кулигин. Он вытаскивает её из воды и приносит Кабановым со словами: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”. Кабанов бросается к телу погибшей жены, а его мать недовольна поведением сына: “Полно! Об ней плакать-то грех!”. В репликах персонажей проявляется авторская позиция. В словах Кулигина Островский выражает искреннее сожаление к судьбе Катерины. Тем не менее, во фразе Кулигина есть прямой упрек и обвинение в гибели девушки: “...она теперь перед судией, который милосерднее вас!”. До этого момента никто не осмеливался разговаривать с Кабанихой так резко, но и Кабанов теперь обвиняет мать в произошедшем: “Маменька, вы её погубили, вы, вы, вы…”. После трагического протеста Катерины против старых, закостенелых порядков, другие герои тоже перестают бояться. Но авторский взгляд мы видим не только в репликах героев, но и в самом поступке Катерины. Не справившись с гнетом самодуров, она находит единственный выход — самоубийство. Таким трагичным финалом Островский показывает безнадежность старого уклада жизни общества. К тому же, неожиданная концовка заставляет читателя понять, что каждый человек имеет право на счастье и свободу. Таким образом, Островский выражает свою позицию с помощью сюжета и реплик героев. Анализируя эти составляющие, мы понимаем мнение автора: он говорит нам, что консерватизм уже не так эффективен, как раньше, и необходимо изменять не только порядок жизни в целом, но и общественное сознание. Обновлено: Опубликовал(а): Оля Костина Внимание! Спасибо за внимание.
|
|