|
Можно ли простить Порфирия Владимировича? по роману Господа Головлевы (Салтыков-Щедрин М. Е.)Для того чтобы ответить на данный вопрос, стоит обозначить, что Салтыков-Щедрин в своём романе не выносит прямого приговора Порфирию Владимировичу, поэтому вопрос о его прощении неоднозначен и требует всестороннего психологического анализа не только действий самого Порфирия Головлёва, но и окружающего его общества. С психологической точки зрения раскрыть вопрос о прощении можно с помощью главы “Расчёт”, в которой автор упоминает о проснувшейся совести Иудушки: “совесть вовсе не отсутствовала, а только была загнана и как бы позабыта”. “Совесть проснулась, но бесплодно” — добавляет Салтыков-Щедрин, но несмотря на ту самую бесплодность, совесть всё же заставляет Порфирия Владимировича переосмыслить и раскаяться во всех своих порочных поступках, ощутить вину перед близкими людьми. Под влиянием страданий, вызванных муками совести, преображается даже речь Иудушки, которая впервые становится простой и искренней. Само запоздалое, но чистосердечное раскаяние может уже служить основанием для прощения Порфирия Владимировича, который обращается к религии для Божьего прощения. Но помилования Бога ему становится недостаточно, ведь Иудушки необходимо прощение близких, которых он погубил. В данном эпизоде логично провести параллель с прозвищем Порфирия Владимировича Иудушкой, предавшим свою семью. Интересно заметить, что Салтыков-Щедрин как бы не доводит своего героя до самоубийства, как это бы совершил библейский Иуда, а избавляет его от страданий, позволив умереть своей собственной естественной смертью. Этот авторский прием наверняка неслучаен и способен послужить своеобразным освобождением от мук совести. Ещё одним аргументом, выступающим в подтверждение того, что Иудушку можно простить, становится диалог с Аннинькой в той же главе “Расчёт“. Из действий девушки становится очевидно, что несмотря на все страдания, причиной которых был Иудушка, Аннинька его по-христиански прощает. В заключение хочется отметить, что вопрос о прощении Порфирия Владимировича автор задаёт читателю с предположением, что он сам для себя должен на него ответить. Возможно, именно в этом предмете заключается актуальность произведения “Господа Головлёвы” в наши дни, ведь каждое поколение сможет анализировать этот философский вопрос о прощении через свою собственную систему взглядов и жизненных установок. Я считаю, что человека, искренне раскаявшегося в своих проступках, можно и нужно простить. Эти же принципы отражаются и в религиозных источниках, неслучайно много раз упоминавшихся в романе. Обновлено: Опубликовал(а): NUSYA4567 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|