|
Общественная мысль в России 19 века (Школьные сочинения)На протяжении нескольких столетий настоящей трагедией для всего русского народа было крепостное право. 19 век, несмотря на то, что в 1861 году крепостное право было отменено, не является исключением. Писатели, поэты, драматурги эпохи девятнадцатого века смогли передать своё отношение, обозначить позицию по этому поводу через типичных героев своего времени. Образы героев произведений некоторых авторов являлись лицом общественного движения девятнадцатого века. В 1792 году Денис Фонвизин создает своё самое известное произведение «Недоросль». Через комедию он изображает «крепостническую» Россию, используя при этом образы помещиков Простаковой и Скотинина. Простакова не жалеет абсолютно никого из своих крестьян. В ответ на старания угодить хозяйке крепостная Еремеевна получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Госпожа Простакова привыкла к безнаказанности, она понимает лишь язык силы, об этом свидетельствует эпизод из комедии. Узнав о наследстве Софьи в размере десяти тысяч рублей, Простакова пытается насильно женить своего сына на девушке, обращаясь с ней как со своей крепостной. В финале произведения дядя Софьи Стародум лишает Простакову власти, автор вкладывает в его уста такие слова: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно». В финале комедии Фонвизин почти напрямую иллюстрирует правительству, как нужно поступать с жестокими и жадными помещиками. Лишившись самого главного в своей жизни — власти, Простакова остается у разбитого корыта. Проанализировав отдельные эпизоды произведения Дениса Фонвизина «Недоросль», можно судить о единой общественной мысли 19 века-освобождении простого народа от крепостного права. Данную мысль выразил не только Фонвизин, но и один из классиков русской литературы 19 века Иван Сергеевич Тургенев, описав картину положения крестьянства в своем романе «Отцы и дети», вышедшем накануне реформы 1861 года. Вспомним эпизод возвращения одного из главных героев произведения Аркадия Кирсанова в родительский дом. Читая описание увиденного Кирсановым по дороге домой, мы понимаем, что такая же совершенно безрадостная картина царит во всей нашей стране: «Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами». Автор передаёт нам атмосферу увиденного глазами Аркадия, грустно говоря о обтерханных мужичках, нищих придорожных ракитах, голодных коровах, жадно щипающих траву. Тургенев подчеркивает, что от всего увиденного и услышанного «сердце Аркадия понемногу сжималось». Через реакцию центрального персонажа на бедственную картину своей страны писатель передает нам реакцию всего общества. Таким образом, писатели, создавшие свои произведения в 18-19 веках, сумели не только передать настроение, обобщенную картину своей родной страны, но и смогли через образы персонажей помочь нам лучше понять общественную мысль России девятнадцатого века. Обновлено: Опубликовал(а): www Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|