|
Проблема памяти в романе-эссе «Память» В. Чивилихина (Литература XX века)Проблема памяти в романе-эссе «Память» В. Чивилихина. Историческая память — животворящая сила, устремленная в будущее. Она влечет нераскрытыми тайнами, полнится подробностями, глыбится в умах и в сердцах великими свершениями предков, зовет быть достойными их! В. А. Чивилихин. Память — великий дар, данный человеку. Благодаря памяти человек ощущает себя связующим звеном между прошлым и будущим. Творчество Владимира Чивилихина самобытно, талантливо, многопланово. Он прошел нелегкий путь от сборников очерков, запечатлевших мастерство и наблюдательность журналиста, знание жизненного материала и умение анализировать факты, до философского осмысления исторических путей отчизны и народа, до нравственно-этической сути понятия «память». Для Владимира Чивилихина роман-эссе «Память» явился синтезом его творчества, смыслом жизни, олицетворением судьбы. Одно из главных направлений в повествовании романа-эссе — постижение истинно народной памяти, проникновение в неё. Мы не «Иваны, родства не помнящие», не манкурты – существа с убитой памятью… Владимир Чивилихин не просто рассматривает события истории, он обращается через нее к своим современникам, предостерегая их от ошибок, поспешностей. Писатель, исследуя нравственно-философское содержание проблемы памяти, тесно связывает его со временем. В данном случае автор выступает и как ученый-исследователь, и как страстный публицист, и как философ. Для Чивилихина важно не только помнить, но и знать, толковать прошлое в связи с настоящим и будущим, давать оценку событиям истории с позиции общечеловеческого гуманизма. «Человек памятью силен…» — гласит народная пословица. Автор выявляет в образах своих героев истоки патриотизма, героизма, благородства, мотивы великой жертвенности во имя дела, имевшего мало шансов на успех, на победу. Вспоминаются слова А. С. Пушкина: «Только история народа может объяснить истинные требования оного». Например, Чивилихин открывает заново страницы движения декабристов. Автор свидетельствует, что они были людьми принципиальными, сильными, творческими, жизнестойкими. Они совершили вклад в развитие общественной жизни, освободительного движения, в науку, искусство, литературу. «Декабристы могли бы составить честь любого народа и любой эпохи, это — национальная гордость великороссов, память о них — огромное духовное богатство нашего общества», — говорит В. Чивилихин. Также с чувством неостывшей боли пишет Чивилихин о татаро-монгольском нашествии. При этом проблема памяти подтверждается его кропотливым трудом, умением ориентироваться в конкретных вопросах. Автор старался видеть общее через частное. Например, когда речь идет о русском средневековье, об освободительной борьбе русских дружин против хана Батыя, коварного и жестокого полководца Судубая, поистине возникает движение души к познанию понятии «Родина». Именно в обращении к прошлому и состоит глубинная суть постижения чувства патриотизма, чувства отчизны. Ведь корни народов самобытны, глубоки, в них много живительных сил, что особенно актуально в наше противоречивое время. Понятие Родины неотъемлемо от понятии памяти. Значит, В. Чивилихин утверждает и доказывает, что без исторической памяти немыслимо, невозможно полнокровное, полноценное существование народа. Эта мысль глубоко заложена в контексте романа. Я думаю, что истинным мерилом, выражением его гражданской, нравственно-философской позиции и стал роман-эссе «Память». Обновлено: Опубликовал(а): Валенсия Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|