|
Старый и новый мир в романе Мариенгофа «Циники» (Литература XX века)Почему мы говорим о существовании двух миров в «Циниках»? После Октябрьской революции 1917 года были упразднены чины, сословия, однако вместо них появился другой ярлык — социальное происхождение человека и его положение в обществе (это стало очень важно, поскольку решало вопрос о том, кем можно быть в этом «новом» мире и кто имеет право на существование в нём). Большевики пытались построить новую пролетарскую культуру, предлагая при этом разрушить традиционные ценности и нормы, в корне изменить прежнюю жизнь. На фоне разнообразных исторических событий появляется деление на «старых» людей, придерживающихся традиционных представлений и идеалов, и «новых», смирившихся с новой ситуацией или полностью принявших её. Мариенгоф в своём новаторском романе «Циники» сопоставил старый и новый мир, которым соответствуют те или иные персонажи. Рассмотрим это подробнее. Ольга и Владимир, по моему мнению, являются «переходными» персонажами. Их интеграция из старого в новый мир происходит на наших глазах. Очевидно, что сложившая революционная ситуация повлияла и на жизнь Ольги, и на жизнь Владимира. Их привычный комфорт разрушился, поэтому герои стараются создать «новый», адаптироваться в «новой» реальности. Получается ли у них? 1) Владимир Васильевич. Автор не наделяет героя какими-то внешними характеристиками, мало рассказывает о его семье и происхождении, даже не называет фамилии. Однако тот факт, что у него есть большая библиотека с редкими экземплярами книг, свидетельствует об обеспеченности героя (и его семьи) до революции. Владимир — историк, до революции преподаватель в московском университете. Ситуация в стране коснулась и его жизни, герой потерял работу, однако благодаря помощи своего брата Сергея, ему удаётся вернуться. О происхождении Владимира мы знаем лишь то, что его бабка была из староверческой семьи: «Моя бабка была из стpогой стаpовеpческой семьи. Я наследовал от нее бpезгливость, высохший нос с гоpбинкой и долговатое лицо, будто свеpнутое в тpубочку». По моему мнению, Владимир ещё не принял «нового» строя, он стремится удержать и сохранить старые привычки. В романе есть множество эпизодов, которые характеризует его как человека, которого волнует жизнь общества, который ещё не окончательно забыл о ценностях. Герой акцентирует внимание на «судьбе чернобородого семнадцатилетнего мальчика, который, чтобы «спасти честь России», бросил бомбу в немецкое посольство», любовь Владимир ставит выше революции (ведь революция когда-нибудь кончится, а любовь останется в сердце). Его возмущает также жестокое отношение Докучаева к своей семье. С недоумением Владимир спрашивает: «Как же это вы беpеменную женщину и бьете?». В этом же эпизоде герой говорит, что не допустил бы, чтобы так поступали с его собственной женой. 2) Ольга. В качестве одной из самых запоминающихся характеристик героини можно привести следующую цитату: «У Ольги лицо ровное и белое, как игральная карта высшего сорта из новой колоды. А рот – туз червей». Для меня — это неоднозначный персонаж в романе. Её отношение к революции, с одной стороны, нельзя назвать положительным («Странная какая-то революция», — говорит она с грустью). Тем не менее, автор указывает, что она хочет быть полезной советской власти, работать на неё. Такое противоречие позволяет сделать вывод о том, что героине сложно даётся «включение» в «новый мир». Она старается обеспечить себя максимальным комфортом, как это было до революции; для этого вступает в романтическую связь с Докучаевым, способным создать для неё идеальные условия жизни; завязывает отношения с Сергеем и Владимиром, потому что это помогает ей восполнить щемящую в душе боль и отвлечься от реальности. В то же время Ольге не чужда обычная человеческая забота: она желает купить Сергею тёплые носки, а Владимиру даже предлагает свои тёплые подштанники, чтобы защитить от холода. Успешно ли завершилась интеграция Ольги в новый мир? Героиня совершает самоубийство, что может говорить о её нежелании принять «новые» установки, а, возможно, это может свидетельствовать и об обретении внутренней свободы (нужно заметить, что в романе «Циники» мы не наблюдаем рефлексию персонажей, думаю, отчасти, это необходимо для того, чтобы показать внутреннюю несвободу человека, отказ от собственных чувств. Смерть здесь является избавлением). Таким образом, Ольга и Владимир — персонажи переходные. Ольга так и не смогла принять новую реальность. Владимир — это типичный герой послереволюционного времени, которые вскоре «примет» новую реальность за неимением другой и завершит свою интеграцию. 3) Сергея я бы отнесла к представителям «нового» мира. Это брат Владимира, большевик с «весёлыми синими глазами» и «по-ребячьи оттопыренными ушами», руководитель водного транспорта. Именно Сергей помогает брату получить работу брату и Ольге (его влияния оказывается достаточным для этого). Герой является тем персонажем, который открыто участвует в политической жизни страны и поддерживает новый режим. В противоположность ему я бы поставила Гогу (представитель «старого» мира, который сохраняет традиции своей страны, не предаёт собственные ценности), младшего брата Ольги. В таком юном возрасте он решил встать на защиту своей Родины, отстоять её честь. В этой героической борьбе он и погиб от руки Сергея. Я считаю, это тоже показательно. Можно предположить, что в этой смерти выражается победа «нового» реалистичного и циничного мира над «старым». Докучаев, как представитель нового мира, стремится к внешнему лоску, большой прибыли путём мошенничества и воровства. Он меняет маски, чтобы «вписываться» в любое общество. Для этого у Докучаева есть различные предметы гардероба: сибирская доха, соболья шапка, кожаная куртка, шинель. Владимир даже замечает: «Илья Петрович, в вас погибает огромный актёр!». Несколько раз упоминается о невежестве героя: Ольга отказывается читать письмо, написанное персонажем, говоря о большом количестве грамматических ошибок в нём, Владимир указывает о незнании им истории. У Докучаева есть семья, жена, которую он избивает. Его жестокое и потребительское отношение к женщине проявляется уже во фразе: «Баба землю ковыpяет, скотину холит, щенят pожает». Докучаев — типичный представитель «нового» мира, которого заботит собственный комфорт. Он — глуп, стремится получить выгоду, его не интересует жизнь других людей, а также ситуация в стране. 5) В одном эпизоде в романе также появляется Пашка, который является профессором. Возможно, он тоже не разделяет идеи революции, однако подстраивается под изменившиеся реалии. Героя устраивает собственный комфорт, возможность заниматься любимым делом, печататься заграницей, поэтому он не восстаёт против революционно настроенных большевиков. Пашкины ноги «крепко стоят на земле». Даже если поезд мчит с необыкновенной скоростью, герой всё равно крепко стоит на ногах. Метафора поезда — это образ революционной стихии, которая многих может «сломить», но не Пашку. Он — герой «нового» мира, принимающий. Представители «старого» мира иногда встречаются в романе эпизодично. Автор подчёркивает их бывшую принадлежность к определённому чину или сословию. Всё это не имеет никакого значения, поскольку эти люди теперь собрались на площади и распродают свои вещи. Таким образом, столкновение персонажей «старого» и «нового» мира становится важным приёмом Мариенгофа в изображении исторической реальности. Плюрализм во мнениях и взглядах, выражаемые через персонажей романа «Циники», отражает отношение людей к советской власти в революционное и послереволюционное время. Обновлено: Опубликовал(а): Алина Калмыкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|